Заместитель генерального директора НТВ Татьяна Миткова: "Работы оцениваются без влияния извне и корпоративных нюансов"
- Статьи
- Общество
- Заместитель генерального директора НТВ Татьяна Миткова: "Работы оцениваются без влияния извне и корпоративных нюансов"

II всероссийский телевизионный конкурс "Профессия - репортер" завершил прием работ. Жюри премии под председательством Татьяны Митковой производит отбор материалов для финального тура. О том, почему у зрителя не пользуется спросом телевизионное интервью, почему все еще в моде журналистское расследование, и о кризисе, который сейчас переживает другая телевизионная премия - "ТЭФИ", с Татьяной Митковой беседовала обозреватель "Известий".
вопрос: Судя по тем работам, которые вы отобрали, можно сказать, что этот год отличается от предыдущего?
ответ: Мы закончили отсмотр работ на месяц позже, чем планировали: длинная политическая кампания отвлекала большие репортерские силы - трудно было собрать отборочную комиссию. Так что времени у нас, конечно, оставалось меньше. Но и работ оказалось меньше - и это очень хорошо. Мы с ужасом ждали, что будет опять более 800. В результате у нас около 400.
в: То есть год выдался неурожайный?
о: Нет, просто наши потенциальные участники поняли, что конкурс объявили не ради того, чтобы его просто объявить, что все серьезно: сидят известные журналисты, смотрят и оценивают работы по-настоящему, без всякого влияния извне и корпоративных нюансов. И только за то, что материал прислали, никто премии давать не будет. Как и следовало ожидать, средний уровень выше, чем в прошлом году. Тогда была масса работ, которые даже к профессиональным отнести нельзя.
в: Я помню, что в прошлом году были очень популярные номинации - вроде журналистского расследования - и те, на которые подали очень небольшое количество работ, например "Новостной репортаж". В этом году тоже так?
о: Сейчас ситуация немного выровнилась, больше новостных репортажей, меньше журналистских расследований...
в: Неужто вышел жанр из моды?
о: Нет, этот жанр в нашей стране никогда из моды не выйдет. Есть, есть что расследовать. По-прежнему у нас в лидерах "Специальный репортаж", по-прежнему никакого интереса к жанру интервью. Были попытки сделать интервью, но они столь же неудачны, как и в прошлом году. Мы уже закончили отбор для финального тура - ни одного интервью там нет.
в: А если говорить даже не о "Профессии - репортер", а вообще о жанре телевизионного интервью...
о: А его нет - он исчез.
в: Почему?
о: Прежде всего потому, что перестал пользоваться зрительским спросом. Жанры и программы за какими-то отдельными исключениями просто так не исчезают. Зритель перестает смотреть.
в: Я недавно слышала мнение одного уважаемого документалиста, что теперь СМИ меньше влияют на жизнь, чем раньше, и после журналистского расследования уже никого с должностей не снимают. Вы согласны?
о: Да, таких расследований, чтобы с должности снять, я и не припомню. Чтобы материал повлек за собой отставку, это должна быть реальная сенсация. Сейчас все больше расследуют то, что было очень давно, - снимать с должности уже некого. Это к тезису о "влиянии" СМИ.
в: В прошлом году вы очень жаловались на качество русского языка. В этом году говорить стали лучше?
о: Пожалуй, да, во всяком случае, текстов, от которых можно было и завыть, практически нет. И дикция, и начитка значительно лучше. Значит, стали уделять этому внимание - уже хоть какой-то толк от нашей затеи есть. Причем мы не настаиваем на обязательном присутствии московского или питерского выговора - ничего подобного. В конкурсе по-прежнему доминируют региональные журналисты, работающие на свою аудиторию, которая говорит так, а не иначе. Мы просто хотим, чтобы это был хороший, интересный, грамотный, незаштампованный русский язык.
в: Несмотря на то что вы вышли из состава телеакадемии, вы никогда "ТЭФИ" и "Профессию - репортер" не противопоставляли. Тогда как лучше определить их роли?
о: "ТЭФИ" - национальная премия с большим количеством номинаций, а мы фактически ведем речь только о репортаже. Они никак не пересекаются. Даже интервью - жанр все равно информационный, новостной. Наша задача - поиск талантливых людей. Не для того чтобы перетащить их в телекомпанию НТВ (журналисты НТВ, кстати, не участвуют в конкурсе), а чтобы подтолкнуть их к развитию, дать почувствовать вкус к профессии.
в: Кому-то из лауреатов прошлого года, если не ошибаюсь, было предложено работать на НТВ.
о: Элле Бойко - сразу же. Эта девушка нас поразила, она победила в номинации "Журналистское расследование". Работает в "Программе Максимум".
в: Если шире взглянуть на телевизионный премиальный процесс в России, то каким он должен быть, чтобы не случалось таких кризисов, какой сейчас переживает "ТЭФИ"?
о: Задумано-то было неплохо. Возможно, ее нужно как-то обновлять, установить четкие критерии для членства в академии, может быть, не делать подряд каждый год номинации "Лучший ведущий", "Лучший репортер" и т. д. Потому что не напасешься ведущих-то на каждый год. Хотя, с другой стороны, на такую страну напасешься - просто на "ТЭФИ" почему-то принято выдвигать лауреатов из очень узкого круга лиц. Зрителю, для которого все это делается, в итоге надоело. Церемонии "ТЭФИ" ажиотажа у телеэкранов уже давно не вызывают. Да и профессионально это перестало быть интересным.
Я вообще очень спокойно отношусь ко всякого рода премиям. Они удовлетворяют тщеславие, но мало чему учат. Мы - информационная служба НТВ - уже второй год подряд проводим журналистскую конференцию для самих себя. Вот уж где действительно можно поучиться, увидеть и обсудить что-то новое и потом это новое начать реализовывать. А что такое премия? Ну, оценили себя, похвалили, поставили бронзового мужика на полочку.
Но раз уж конкурсы есть - значит, они нужны, значит, будем награждать лучших. Я вас уверяю, и в этом году "Профессия - репортер" откроет новые имена.