"Стратосферная крепость" упала в море
Пентагон понес очередные потери. Многомиллионные: на острове Гуам в Тихом океане разбился легендарный бомбардировщик Б-52, который одни называют "Стратосферной крепостью", а другие - "рабочей лошадкой холодной войны". Б-52 находится на службе более полувека и за это время принимал участие во многих военных кампаниях. За всю свою историю он ни разу не применял ядерное оружие, хотя и способен нести его.
На Гуаме, входящем в состав США, 21 июля отмечают 64-ю годовщину освобождения от японской оккупации. Торжества сопровождаются парадом, кульминацией которого должен был стать полет над толпой самолета Б-52. Того самого, который так некстати рухнул в океан.
Бомбардировщик разбился к северу от залива Эпра-Харбор. Если он действительно направлялся на парад, то вряд ли вез с собой ядерное оружие. Так или примерно так рассудили местные жители и вздохнули с облегчением. А ведь в первые часы после катастрофы островитяне провели в тревожном ожидании: представители Пентагона не спешили с официальными заявлениями, разъясняющими что к чему.
На борту самолета было шесть членов экипажа. В их поисках участвовал еще один Б-52, а также вертолеты, два истребителя Ф-15 и несколько кораблей. Появились сообщения, что два человека найдены живыми, однако пока неясно, в каком состоянии они находятся. Судя по всему, им удалось катапультироваться до того, как самолет погрузился в воду.
Разбившийся самолет был приписан к базе Барксдейл в штате Луизиана. "Стратосферные крепости" размещены всего на двух авиабазах. Другая - Минот в Северной Дакоте.
С начала года на Гуаме происходит уже вторая подобная катастрофа. В феврале там разбился самолет-невидимка Б-2. Двое пилотов тогда благополучно катапультировались. После той аварии ВВС США приостановили полеты Б-2 и возобновили их только в конце апреля. Американские военные оценили "финансовые потери" в 1,4 миллиарда долларов.
Еще один скандал, связанный с военно-воздушными силами, вспыхнул после того, как в августе прошлого года бомбардировщик Б-52 пролетел над территорией США с ядерными боеголовками на борту. Как выяснилось, их просто забыли снять. Кроме того, на Тайвань вместо аккумуляторов для вертолетов по ошибке направили четыре детали межконтинентальных баллистических ракет. В конце концов терпение министра обороны Роберта Гейтса лопнуло - и он отправил в отставку командующего и начальника штаба ВВС.
Что касается "стратосферных крепостей", то аварии с ними были и раньше. Самая нашумевшая - в 1968 году. Бомбардировщик с ядерными бомбами на борту врезался в лед неподалеку от американской авиабазы Туле на острове Гренландия. Произошло радиоактивное заражение местности.
Б-52 был поставлен на боевое дежурство еще в 1955 году. Нынешняя модификация - Б-52 Эйч - служит с 1961 года. Последний такой самолет был произведен в 1962-м. Тогда его стоимость составляла примерно 10 миллионов долларов, а к нынешнему времени, по оценкам специалистов, она выросла в пять-шесть раз.
"Как известно, чем больше военно-воздушные силы страны, тем чаше будут падать самолеты - исходя из статистики. Ведь система всегда имеет конечный срок эксплуатации, тем более что машины Б-52 не новые - сколько их ни модернизируй. Что касается последствий падения бомбардировщика (если бы на его борту находилось ядерное оружие), то не стоит преувеличивать опасность. Максимум, что может произойти, - локальное загрязнение окружающей среды радиоактивными материалами", - сказал "Известиям" Александр Храмчихин, заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа.