Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Пожар на складе в Новосибирске локализован на площади 3,2 тыс. кв. м
Общество
В России суд впервые оштрафовал блогера за плагиат видео в социальной сети
Общество
В Оренбурге во время наводнения волонтеры спасли 180 кошек и собак
Мир
Песков заявил о давлении со стороны США на другие страны при помощи санкций
Мир
В Кремле сожалеют из-за отказа волонтерам с гражданством РФ работать на ОИ в Париже
Мир
Посольство США в Грузии поддержало выступающих против закона об иноагентах
Экономика
Правительство утвердило третий этап модернизации БАМа и Транссиба до 2035 года
Мир
Байден назвал причиной проблем в экономике Японии «ксенофобию»
Авто
В России триколор на номерах машин может стать обязательным
Мир
Экс-депутат Словакии указал на отсутствие у Запада права поставлять оружие ВСУ
Политика
В Госдуме указали на ответственность Запада за трагедию 2 мая в Одессе
Мир
СМИ оценили объем реальной гумпомощи Газе в три раза меньше заявленного Израилем
Общество
В Донецке возложили цветы в память о жертвах трагедии в Доме профсоюзов в Одессе
Мир
Захарова выразила уверенность в возмездии для виновных в пожаре в Доме профсоюзов
Мир
Песков назвал голословными обвинения США в адрес РФ в использовании химоружия
Мир
Постпред Украины при ООН намекнул на «исчезновение» Крымского моста
Общество
Пушилин указал на разделение мира после трагедии в Одессе

Постановщик трюков Валерий Деркач: "Главное для каскадера - это мозги"

Каскадер Валерий Деркач в кинематографической среде человек широко известный. Хотя простые зрители зачастую и не подозревают, что именно его они видели в трюковых сценах "Сибирского цирюльника", "Турецкого гамбита", "Статского советника", "Бригады" и даже голливудского "Превосходства Борна"
0
Валерий Деркач (слева) готовится на время стать Дмитрием Нагиевым
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Каскадер Валерий Деркач в кинематографической среде человек широко известный. Хотя простые зрители зачастую и не подозревают, что именно его они видели в трюковых сценах  "Сибирского цирюльника", "Турецкого гамбита", "Статского советника", "Бригады" и даже голливудского "Превосходства Борна". Нынешним летом Деркач работал в Нижегородской области. Сначала - в съемочной группе режиссера Павла Санаева, которому для триллера "Геймеры" понадобилось множество трюковых сцен. А затем отправился в город Горбатов - к Никите Михалкову на взрыв цитадели для "Утомленных солнцем-2". В перерывах между съемками Валерий Деркач все-таки нашел время, чтобы ответить на вопросы корреспондента "Известий".

вопрос: Валерий Иванович, вы с огромным количеством известных режиссеров работали: Лунгин, Михалков, Кончаловский, Шахназаров, Абдрашитов... Как складывались с ними отношения?

ответ: По-разному. Бывают режиссеры, которые четко знают, чего они хотят: это, это и это. А есть такие, как Паша Санаев, с которым работаю сейчас. Он предлагает некий сюжет, и именно для него надо придумать трюк. А некоторые просто говорят: хочется чего-то такого... И тут я работаю как режиссер, сам придумываю, сам снимаю, потом просто отдаю материал. Но вообще мне лучше, когда есть и рамки, и некий люфт на творчество. Неинтересных режиссеров не бывает. Я не о тех говорю, которые вчера колбасой торговали, а  сегодня стали снимать, - такие сейчас есть. Если режиссер не из этой когорты, то интересно с любым.

в: А как вы попали в "Превосходство Борна"?

о: Да очень просто. Они  всем российским каскадерам прислали заявку, когда начинали работать над "Борном", был тендер. Требовалось описать трюки, сделать раскадровку. Я выиграл.

в: У вас в профессиональной среде есть имя. Наверное, можете позволить себе выбирать, с кем работать?

о: Нет, не могу. Был бы любителем, выбирал бы. Но это работа, хлеб. Отказываться от нее не могу, потому что у меня еще целая группа - люди, которых я научил, воспитывал, которым верю. Если я не буду брать много работы, то не смогу платить им зарплату, и они просто разойдутся, а один каскадер - это, в общем, никто. Профессия подразумевает много технических вещей, страховки, доверия и всего остального. Поэтому, бывает, я беру картины, которые мне не нравятся художественно. Я очень не люблю боевики глупые, честно скажу, просто тошнит от них, но это часть профессии.

в: Вы, я знаю, на оператора учились?

о: Да. Учился у лучшего российского мастера - Вадима Юсова. Снимаю сам. Часто сталкивался с тем, что делаю хороший трюк, а снять его не умеют. Надоело. Оператор на картину берется не ради трюков, ему важнее цвет, свет, портреты, актерская игра. Он многих вещей про трюки не понимает, не потому, что он глупый, а потому что у него другие задачи. Мне же трюки интересны, поэтому я снимаю их лучше. Я отсмотрел тысячи боевиков, тысячи экшен-сцен, тысячи вариантов монтажа, и у меня в эту сторону голова работает. Я не сниму, как оператор драматическую сцену, но он не снимет трюк, как я сниму.

На Западе давно поняли, что не надо совмещать одно и другое. Поэтому снимает вторая группа - специальный режиссер и оператор. Это и время экономит, и нервы, и дешевле, и лучше. У нас к этому постепенно тоже приходят. Я уже так снял четыре картины - второй группой, как оператор и как режиссер.

в: Бюджет влияет на уровень трюка?

о: Конечно. Не потому, что каскадер больше денег возьмет. Плохой или хороший трюк - ставка каскадера одна. Но количество съемочных дней, подготовки на хороший трюк уходит больше. Дать возможность каскадерам снимать не один день, а три - это очень дорого.

в: Сейчас в кино много внимания уделяется компьютерным спецэффектам. Как вы думаете, не перечеркнут ли они трюки?

о: Когда появилось кино, все сказали, что театр умер, когда появилось телевидение - что умерло кино. Сейчас появилась графика, и опять: актеры умерли, кино умерло... Думаю, какое-то время это будет модно, а потом все равно будут сниматься люди. Кино - оно же про людей. Совместить грамотно нарисованный и исполненный трюк, снять заготовку и нарисовать - это да, это смотрится. А когда он просто нарисован - не то. Это любой способен отличить, просто отчета себе не дает. Будете смотреть такой фильм, и он вас не зацепит, даже не поймете - почему.

в: В России каскадерский цех сегодня большой?

о: У нас еще нет индустрии кино, нет, естественно, и индустрии каскадеров. Матерых у нас - человек 50-60. На всю Россию - каскадеров двести, реально работающих. Но число это будет увеличиваться.

в: Как попадают в каскадеры?

о: В мою бытность - в основном из спорта. Тогда были жесткие нормативы - не ниже мастера спорта и так далее. Сейчас профессиональный спорт стал деньги приносить, поэтому люди не спешат оттуда уходить, да и таких жестких правил нет, как раньше. Ко мне приходят молодые ребята. Конечно, спортивная подготовка обязательно должна быть. Десантников было несколько человек, все люди физически подготовленные. Но вообще основное - это мозги. Ко мне как-то пришел человек проситься в группу, нормальный вроде человек, разговаривает, и не поймешь. А увидел его машину - восьмерка "на тазиках", затонирована в глушняк, с черными фарами, вот с такими колесами... У меня он не работает, у него просто нет мозгов. Трюк  всегда просчитывается. Любая травма, несчастный случай у нас ЧП. А если не умеешь просчитывать, то у тебя все время будут травмы.

в: Сергей Безруков рассказывал, что в сценах "Бригады" вам много доставалось вместо него. А кроме Саши Белого каких еще известных киногероев пришлось в кадре дублировать?

о: Труднее вспомнить, кого я не дублировал. Вообще всех - начиная с Клары Лучко и заканчивая Джигарханяном. Во времена перестройки снимали молдавский двухсерийный фильм, где Лучко играла главную роль, она ездила на машине, попадала в аварию - я ее дублировал. Джигарханяна дублировал, когда он скакал на лошади.

в: А есть в российском кино актеры, которые сами могут исполнять трюки?

о: Есть, только зачем? У человека профессия - работать лицом, у него есть актерский талант. Тот же Никита Михалков делает трюки сам, и достаточно сложные, но когда есть постановщик трюков на площадке, то он их сам не будет делать. Трюк хорош, когда он подготовлен. На моей памяти много актеров ломало себе руки и разбивало головы. Если бы обратились к постановщику, он бы подготовил, научил. Умные актеры обычно так и делают, глупые же просто говорят: я это могу, я же молодой, здоровый. У меня был случай, когда человек подходит и говорит: можно я с пяти метров прыгну на брусчатку? Я отвечаю: можно, только прыгай на одну ногу, чтобы две сразу не сломать. Хоть одна останется... Но сейчас уже мало глупых, поумнели.

в: Какой свой трюк вы считаете самым-самым?

о: Трудно сказать... Если по степени опасности, то они все стандартные. Ну опасны высотные падения - делал я их много раз... А с точки зрения зрелищности думаю, что все оскароносное у меня еще впереди.

Комментарии
Прямой эфир