Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Блинкен заявил об отсутствии данных о военных поставках Китая России
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Культура
Главный приз «Золотой святой Георгий» ММКФ получил фильм «Стыд» Мексики и Катара
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Спорт
Международная федерация баскетбола продлила отстранение россиян до декабря 2024-го
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Общество
В Ростовской области задержан избивавший граждан 17-летний подросток
Спорт
FIG удалила из правил пять названных в честь российских гимнасток элементов
Спорт
Тетерин победил Манжуева в бою турнира «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Культура
Лучшим российским фильмом ММКФ стала картина «Лгунья» режиссера Трофимовой
Мир
На Тайване произошло землетрясение магнитудой 6,1
Мир
Минимум 10 человек погибли в результате пожара в гостинице в Бразилии
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Продюсер Эльшан Мамедов: "Советская модель театра отжила свое"

Единственный в стране продюсер­антрепренер с театроведческим образованием и один из главных идеологов "качественной" антрепризы приехал в Пермь на фестиваль "Пространство режиссуры" и в перерыве между фестивальными мероприятиями рассказал "Известиям" об особенностях независимого российского театра
0
(фото: Сергей Уфимцев)
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Единственный в стране продюсер­антрепренер с театроведческим образованием и один из главных идеологов "качественной" антрепризы приехал в Пермь на фестиваль "Пространство режиссуры" и в перерыве между фестивальными мероприятиями рассказал "Известиям" об особенностях независимого российского театра.

вопрос: Формально антрепризный театр отличается от репертуарного лишь способом организации. Есть ли между ними более глубокие, сущностные различия?

ответ: По большому счету, разница - в форме организации, и только. Во всяком случае, лично я не воспринимаю взаимоотношения государственного театра и антрепризы как антагонизм. Просто у нас разные условия существования. И отличительной особенностью независимых театральных проектов является то, что у них слишком мало возможностей для экспериментов. Вот, скажем, я вчера смотрел спектакль "Рассказ о семи повешенных" режиссера Карбаускиса и думал: "Вот бы мне такой! Вот бы Карбаускис ставил у меня что-нибудь каждый год". Но, к сожалению, это невозможно - несмотря на то, что это профессиональный спектакль с потрясающими актерскими работами и режиссерскими придумками. Потому что передо мной, как перед продюсером,  сразу встает вопрос: "Смогу ли я собрать несколько раз в месяц тысячный зал?" Я не имею права не думать о зрителе. Я не имею права на пустые залы - для меня это банкротство. Поэтому лично моя главная задача в этой ситуации - соединить художественную составляющую спектакля с коммерческой. И если я не "сбалансирую" - я не выживу.

в: Можно вообще не утруждать себя поиском баланса, обходясь одной лишь коммерческой составляющей. Согласитесь, подобная ситуация - не редкость.

о: Да, есть продюсеры, которые думают совершенно по-другому, у них другой подход. И в этом нет ничего плохого. Это процесс. Это вечный конфликт между Бродвеем и офф-Бродвеем, между Ист-эндом и Вест­эндом, между Комеди Франсез и французским бульварным театром. Во Франции есть театры, в которых ноги моей не будет. А есть театры - такие же частные, коммерческие, куда я буду ходить всегда, потому что там есть интересные художественные руководители, репертуар. Все зависит от подхода человека, который руководит тем или иным делом.

в: Как по-вашему, возможно ли сегодня создавать популярный, но не "попсовый" театральный продукт?

о: Можно. Вот, например, у нас есть такой спектакль - "Госпиталь "Мулен Руж". Мне говорили: "Что ты делаешь? Это же Франция, 17-й год, война, медсестры, госпиталь - кому это надо?" И тем не менее, мы уже 3 года играем этот спектакль и играем очень успешно. На фестивале в Тольятти ко мне подходили члены жюри и говорили: "Ребята, но это же не антреприза!" Что значит - "не антреприза"? Зал сидит? Сидит. Ему интересно смотреть? Интересно…  Повторяю: все зависит от конкретного человека. Если он хочет заниматься  "чесом" по городам с известными артистами - пусть. Мне это не интересно. Театр - дело очень нервное, душевно-затратное, и если ты хочешь просто заработать денег - лучше фантой идти торговать.

в: Кстати, когда и почему слово "антреприза" стало ассоциироваться с низкопробным искусством, ширпотребом? Ведь Дягилева, который, в сущности, был одним из первых антрепренеров, никому не приходило в голову обвинить в "чесе"?

о: Это началось во время перестройки. У нас же 70 лет не было негосударственного театра. И когда после распада СССР стало можно заниматься бизнесом, все те филармонические администраторы, которые раньше зарабатывали на подпольных концертах Высоцкого, занялись "чесом". Они брали "звезду", занавеску, пару стульев и ездили с этим по городам. И вот "этого" в какой-то момент стало слишком много. И мне очень обидно, что сейчас в России - стране с сильнейшей антрепренерской традицией - слово "антреприза" воспринимается как синоним халтуры. Я понимаю, что халтурной антрепризы сегодня хватает. Я хожу на эти спектакли по долгу службы, сижу и съеживаюсь - потому что стыдно. Но не все так плохо. Вот в середине сентября в Благовещенске прошел кинофестиваль "Амурская осень", а параллельно с ним - конкурс антрепризных спектаклей. Я сидел в жюри и отсмотрел в общей сложности 12 спектаклей. Так вот, добрая половина из них была очень прилично сделана. И меня очень радует, что в нашем полку прибыло.

в: "Ваш" полк - это полк "качественной" антрепризы?

о: Я ни в коем случае не превозношу свой проект и в данном случае говорю не столько о качестве, сколько о серьезности отношения к театральному делу. Так вот, серьезных работ я увидел немало. Был замечательный спектакль Юрия Еремина "Самое дорогое - бесплатно" по японскому драматургу Мисиме - не самый легкий автор, между прочим. Был "Сирано" с Безруковым в главной роли, и это хорошая актерская работа. Была "Близость" с Амалией Гольданской. Был спектакль по дневникам жены Достоевского с Катей Васильевой в роли Анны Сниткиной: в течение трех часов она практически одна на сцене, и ты глаз не можешь оторвать. Стоило поехать в Благовещенск, чтобы это увидеть! Но, наряду с сильными работами, были и работы удручающие, когда мы выходили со спектакля с дрожащими руками и спрашивали друг друга: "Кто, кто эти люди? Откуда они взялись?" Даже в клубах так уже не играют! Народный театр любительский - в нем хоть искренность какая¬-то есть, потому что люди занимаются этим для души. Но как могут известные люди выдавать такое на сцене? Надо же иметь какое-то уважение к людям, которые заплатили деньги и пришли в зал. Когда смотришь такие катастрофические спектакли, становится жалко, что нет цензуры. Но все-таки "50 на 50" - достаточно хороший расклад. Я говорил с организатором фестиваля Сережей Новожиловым о том, что надо поднимать его статус, более тщательно заниматься отбором, создавать экспертный совет. И, по¬-моему, я был услышан. Ребята понимают, что нужно идти дальше, придумывать концепцию, может быть, проводить "круглые столы", обсуждения. Ведь в антрепризном театре очень много проблем - с финансированием, например…

в: А проблема с актерской командой - существует? Ведь антрепризная "сборная" - это не постоянная театральная труппа. Для того чтобы отдельно взятые сильные игроки образовали достойный ансамбль, им нужно "сыгрываться"…

о: Ситуация "сборной" - с одной стороны, очень привлекательная, а с другой - предельно сложная. К тому же, в репертуарном театре ты просто вывешиваешь приказ, и человек является в 11 утра на репетицию, а здесь артиста нужно увлечь идеей - потому что взять и приказать ему играть ты не можешь. Для того чтобы актеры, занятые в спектакле "Ladies Night", сыграли его 360 и еще постоянно донимали бы меня вопросом: "Почему мы так мало играем?" - надо хотеть играть. А раз они хотят друг друга видеть, хотят играть вместе, они - команда. Другое дело, что наши актеры часто бывают заняты в других проектах, в том числе киношных, а театральные гонорары, по определению, не могут конкурировать со стоимостью съемочного дня. Если раньше актеры снимались в кино в свободное от театра время, то сейчас все наоборот, и это проблема не только антрепризного, но и репертуарного театра. Хотя все зависит от приоритетов: скажем, Петя Красилов отказался от роли, чтобы выпустить спектакль; а тот же Гоша Куценко может пожертвовать десятью ролями в кино ради одной театральной. Но в большинстве случаев нам приходится подстраиваться под кино. И это плохо. Потому что профессию свою актеры получают в театре, и развиваются они только в театре.

в: Круг ваших обязанностей в театре значительно шире собственно продюсерских. Вы занимаетесь не только поиском инвестиций под проект, но и отбором материала, работой с режиссерами, актерами, художниками. Может быть, вы никакой не продюсер, а художественный руководитель?

о: В первую очередь,  я - театровед. И я занимаюсь  театральными проектами от "а" до "я". Мне не интересно "ведать" деньгами, для этого у меня есть финансовый директор. Мой профессиональный азарт состоит в том, чтобы найти пьесу, которая сегодня "попадет" в зрителя. Не бывает такого, что режиссер приходит с текстом и говорит: "У меня есть материал, есть артисты, давай работать". Сначала я лично выбираю пьесу, а потом под нее уже собирается вся команда - от режиссера до актеров. И, знаете, я чувствую некоторую ответственность перед режиссерами, поэтому, когда я им предлагаю что-то, стараюсь, чтобы они дважды в одну "воду" не входили. Например, после спектакля "Ladies Night" я очень долго уговаривал Витю Шамирова сделать "Госпиталь "Мулен Руж". Я говорил: "Пойми, после спектакля-¬шоу тебе нужен тихий спектакль о любви". А Сергей Алдонин после комедии-буфф "Боинг-¬Боинг" сделал драму "Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?". И с актерами - тоже интересно взаимодействовать. Несмотря на то, что мы - частный театр, есть костяк актеров, которые работают с нами постоянно. Это очень приятно.

в: И все-таки, при прочих равных, если бы вы могли сохранить творческую и финансовую независимость в стационарном репертуарном театре, - вы бы предпочли его антрепризному?

о: Мы, собственно, уже репертуарный театр. Только на октябрь у нас запланировано 18 спектаклей на разных московских площадках. С тем же успехом они могли бы пройти в одном помещении. И если говорить о конкретном здании, куда я мог бы прийти и сформировать команду на контрактной основе - то да, мне это интересно. Но художественным руководителем в государственный театр я бы не пошел никогда. Ни­ког­да! Я не умею работать под чьим-то началом. Это не плохо и не хорошо - это данность. Кроме того, я не хочу тратить свою жизнь на борьбу с труппой. Вот я приду, а там сидит 70 человек артистов, из которых 50 - балласт. И что мне с ними делать? Уволить? Во-первых, я такого греха на душу не возьму, а во-вторых, завтра они все восстановятся через суд. Это проблема советской модели репертуарного театра, которую сейчас все пытаются искусственно удержать. В свое время это была блистательная модель - нам весь мир завидовал! Но есть время одного театра, а есть - другого. Это нормальное течение истории. Не надо к этому относиться так болезненно. Не надо привязывать к себе труппу, живущую в режиме ожидания!  Надо делать театральную реформу. Но так уж повелось, что открыть театр в нашей стране намного легче, чем закрыть. Посмотрите театральную афишу: в одной только Москве - немыслимое количество театров. Кто туда ходит? Держать театр, если в него ходит 20 зрителей - есть смысл только в том случае, если это подлинное театральное искусство.

в: А вы готовы сформулировать критерий подлинного театрального искусства?

о: Главное в театре - эмоция. Бывают хорошие спектакли, в которых все правильно сделано, все хорошо работают, но смотреть их скучно до безумия. Концептуальная режиссура - это прекрасно, я готов разгадывать ребусы, но если я не подключаюсь к этому эмоционально, энергетики нет со сцены - то это может быть выдающееся художественное произведение, перфоманс. Если нет эмоции - для меня это не театр.

Комментарии
Прямой эфир