Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В США ввели санкции против трех китайских и одной белорусской компаний
Общество
В ООН отреагировали на гибель военкора «Известий» Семена Еремина
Происшествия
Минобороны сообщило о перехвате и уничтожении 50 БПЛА за ночь над регионами РФ
Армия
Шойгу на полигоне МВО представили перспективные дроны и стрелковое оружие
Туризм
Церемония награждения Russian Hospitality Awards состоялась в Сочи
Общество
Адвокат Блиновской сообщила о ходатайстве СК продлить ей арест
Общество
В память о погибших при исполнении сотрудниках МЧС в Донецке высадили аллею
Мир
КНДР провела тестовый запуск новой зенитной ракеты
Мир
Обломки дрона-мишени времен холодной войны нашли в штате Массачусетс
Мир
Байден сообщил о производстве первых в США 90 кг обогащенного урана
Общество
Синоптики предупредили москвичей о порывах ветра и небольших осадках 20 апреля
Происшествия
В районе Курил были зарегистрированы два землетрясения магнитудой 4,7
Мир
Президент Эквадора Нобоа ввел в стране режим ЧС из-за энергетического кризиса
Общество
Глава ДНР Пушилин выразил соболезнования в связи с гибелью военкора Еремина
Армия
Экипаж САУ 2С9 «Нона-С» уничтожил наблюдательный пункт ВСУ на правом берегу Днепра
Общество
Суд арестовал еще троих предполагаемых участников банды из Белгородской области

Про лошадь, "которая была жеребцом"

Общественный совет Петербурга согласился с тем, чтобы в городе появились новые памятники. Право на бессмертие получили: татарский поэт Муса Джалиль, два священнослужителя, российский полководец князь Багратион. Но главное - любимый конь Петра I. Макет скульптуры уже готов и вскоре должен появиться в сквере на Петровской улице, рядом с домиком своего хозяина-императора и резиденцией нынешнего полпреда по Северо-Западу Ильи Клебанова
0
(фото: Интерпресс)
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Общественный совет Петербурга согласился с тем, чтобы в городе появились новые памятники. Право на бессмертие получили: татарский поэт Муса Джалиль, два священнослужителя, российский полководец князь Багратион. Но главное - любимый конь Петра I. Макет скульптуры уже готов и вскоре должен появиться в сквере на Петровской улице, рядом с домиком своего хозяина-императора и резиденцией нынешнего полпреда по Северо-Западу Ильи Клебанова.

Для начала членам комиссии по памятникам (входящей в Общественный совет) пришлось разбираться в сложной проблеме.
- Хотя петровскую лошадь звали Лизеттой, это был он, то есть жеребец, - сообщил собравшимся председатель комиссии Станислав Гаудасинский.

Инициатор и спонсор установки памятника - владелец конюшни в Ленобласти Роман Гуляев объяснил, что чучело легендарного коня, находящееся сейчас в Зоологическом музее, "не сохранило половых признаков". Однако тщательное историческое расследование показало, что "Лизетта - однозначно жеребец персидской породы". Что, кстати, рельефно обозначено на макете, выполненном скульптором Хамидом Савкоевым. Что же до женской клички, то, по версии Романа Гуляева, Петр I питал пристрастие к имени Елизавета. Так он назвал свою любимую суку, а позже и одну из собственных дочерей. Конь получил кличку Лизетт. Но впоследствии произошла путаница, и в имени жеребца появилось "женское" окончание.

Положительную рекомендацию прототипу памятника дал главный архитектор Ленобласти Валерий Ким:

- Жеребец Лизетта зарекомендовал себя во многих сражениях, в том числе во время Полтавской битвы.

О высокопоставленном статусе лошади говорят небрежно брошенные на седло плащ и шляпа Петра Великого. Впрочем, члены совета сочли эти атрибуты излишними и посоветовали убрать их с макета. Прозвучало даже мнение, что "шляпа-треуголка вызывает чувство скорби - вдруг с хозяином коня что-то случилось".
Не понравился участникам обсуждения и слишком высокий постамент памятника.

- Это смотрится комично, - утверждал писатель Михаил Кураев. - Такое впечатление, что только сейчас кто-то слез с лошади и сбежал.

Предложение "уточнить анатомию" изваяния было решительно отвергнуто Романом Гуляевым, сообщившим, что "скульптура прошла несколько тщательных осмотров у лучших ветеринаров":
- Эта лошадь, в отличие, скажем, от бронзового коня под Александром Невским на одноименной площади, - абсолютно здоровая. У нее мышцы, кости - в порядке, - уточнил автор идеи памятника.

Место установки скульптуры совет одобрил. Хотя первоначально были попытки подобрать какой-нибудь "лошадиный" по названию адрес. Например, Конногвардейский бульвар или Конюшенную площадь. Однако там жеребец Лизетта был бы слишком "оторван" от своего царственного владельца.

Под занавес обсуждения Станислав Гаудасинский посоветовал "придать памятнику утилитарный характер":

- Клодтовских коней все равно не переплюнуть. Пусть эта лошадь будет доступна - с ней разрешат фотографироваться, общаться.

Другие монументы были представлены совету пока лишь в качестве общей идеи, без рисунков и макетов. Даже место большинства из них еще не определено окончательно. Так, будущий памятник поэту Мусе Джалилю правительство Татарстана (оно же и финансирует идею) хочет видеть в сквере на 15-й линии Васильевского острова. Мотивировка: "именно здесь селились татары с самого зарождения Петербурга". Однако совет решил поискать Мусе Джалилю более достойное место - где-нибудь "на открытом пространстве".

Спорным показалось комиссии по памятникам и место дислокации еще двух новых монументов: Митрополиту Московскому Петру и Архиепископу Мирликийскому чудотворцу Николаю. Скульптуры планируется поставить на пересечениях проспекта Стачек с улицей Лени Голикова и с Ленинским проспектом. Но в результате совет согласился с этим предложением, учитывая, что "некий депутат ЗакСа, лоббирующий установку памятников, настаивает на этих адресах".

Как бы ни хотелось экспертам видеть памятник Петру Багратиону, например, в Павловске (исторически связанном с именем знаменитого полководца), пришлось согласиться с установкой монумента на бывшем Семеновском плацу, позади ТЮЗа. Именно там его намерен водрузить спонсор идеи - крупный бизнесмен, строящий в городе гостиницы и развлекательные заведения.

- У нас безвыходная ситуация, - вздохнул Станислав Гаудасинский. - Диктовать деньгам свои правила мы не можем. Кто платит, тот и заказывает место.

Зато ни у кого не возникло сомнений, что создаваемый на деньги городского бюджета памятник "Детям блокады" вполне логично поставить в сквере на площади Мужества. На этом месте, где раньше была церковь и в войну хоронили жителей осажденного города, год назад петербуржцы не позволили построить ресторан быстрого питания. Комиссия по памятникам уверена, что монумент блокадным детям вместо МакДональдса придется горожанам по вкусу.

Комментарии
Прямой эфир