"Центральная" вновь станет "Люксом"

Вокруг гостиницы "Центральная" (Тверская, 10), построенной столетие назад знаменитым булочником Филипповым, выросли леса из мощных металлических конструкций, между которыми укладываются бетонные плиты. Во дворе слышен шум отбойных молотков - идет снос бывшей пекарни. Роскошные помещения булочной, кондитерской и кофейни в первом этаже гостиницы уже покинуты арендаторами. Значит ли это, что Москва прощается со знаменитым домом, известным каждому москвичу хотя бы по Филипповской булочной?
В середине XIX века Иван Максимович Филиппов арендовал владение на углу Тверской и Глинищевского переулка, ставшее центром его хлебного (в прямом и переносном смыслах) дела. По Гиляровскому, Филиппов не имел пекарен вне Москвы, и хлеб с Тверской поставлялся сколь угодно далеко. Даже к столу сибирских губернаторов, где он освежался во влажных полотенцах.
Московский губернатор граф Закревский, тот самый, получивший к своему столу филипповскую сайку с тараканом, обитал почти напротив (в здании нынешней мэрии). История известная: Филиппов объявил таракана изюмом, съел его на глазах у губернатора и побежал назад в пекарню засыпать вяленый виноград в тесто. Так родилась фирменная сайка с изюмом.
В 1884 году сын основателя марки - Дмитрий Иванович - выкупил владение и развернул строительство, длившееся четверть века. К 1911 году фасадом хлебной империи стала гостиница "Люксъ" - четырехэтажный корпус по улице и пятиэтажный по переулку. В первом этаже помещались (слева направо): вестибюль гостиницы, булочная (в последнее время - кафе), кондитерская (в последнее время - банк) и две кофейни. "Верхняя" кофейня выходила на Тверскую (последними ее делили бутик и ресторан быстрого питания), "нижняя" - в Глинищевский переулок (последним здесь был ночной клуб).
Пышные эклектичные интерьеры булочной, кондитерской и "верхней" кофейни проектировал в 1890-е годы архитектор Митрофан Арсеньев, а неоклассические интерьеры гостиничного вестибюля и "нижней" кофейни - Николай Эйхенвальд в 1900-е годы. "Нижняя" особенно замечательна: ее соавторами были Сергей Коненков и Петр Кончаловский. Первому принадлежали три барельефных панно (сохранились два) и скульптуры Вакха и Вакханки. Росписи Кончаловского, похоже, утрачены. Впрочем, реставрационные исследования не завершены.
Пекарня во дворе продолжала работать до 1934 года. Тогда же бывшая гостиница стала общежитием Коминтерна с душевыми и уборными в коридорах. Здание надстроили двумя этажами, уничтожив выразительные чердаки. Помещения первого этажа под разными названиями частично сохраняли прежнее назначение.
Нынешний владелец гостиницы - группа компаний "Уникор" - намерен вернуть ей старое название "Люксъ". Еще заказчик мечтает вернуть нижним помещениям прежние функции и вывески, однако имена "Филиппов" и "Филипповский", как выяснилось, уже зарегистрированы случайными лицами. Вывеску "Кофейня-булочная Филиппова", висевшую еще недавно на главном фасаде, пришлось снять по решению суда. То есть булочная, если и останется, уже не будет носить имени Филиппова - правообладатель этого бренда отказалась на предложение выкупить его.
За названием "Люксъ-отель" следуют архитектурные предложения, согласованные общественным градостроительным советом при мэре Москвы. Для начала приговорена к сносу пекарня, не обладающая охранным статусом. В советские годы это скромное здание могла бы защитить история вооруженного столкновения рабочих с полицией в 1905 году, описанная Гиляровским (мемориальная доска на фасаде гостиницы), а в наше время не защитило ничто. По периметру расчищенного двора будет вырыта подземная парковка, после чего двор обстроят с двух других сторон и превратят в крытый атриум по проекту Павла Андреева ("Моспроект-2").
Гостиница, в отличие от пекарни, является вновь выявленным памятником архитектуры. В предмет охраны входят интерьеры первого и второго этажей и фасадные стены на высоту трех этажей. Стены четвертого этажа, по утверждению заказчика, переложены при советской надстройке. Разрешено разобрать их вместе с надстройкой, дворовыми и внутренними стенами, до стен ценных помещений. По фасаду прибавится один этаж, но обещано, что он уместится под прежнюю (советскую) отметку высоты. Архитекторы предлагают воспроизвести на этой высоте фигурные завершения старой гостиницы, утраченные в 1930-е годы. Проект реставрации интерьеров и фасадов выполняется в ЦНРПМ - лучшей из существующих проектных мастерских. Это вселяет надежду.
Но тревожит, что стройку в замкнутом дворе обслуживает единственная арка в дальней части здания по переулку, и возникает соблазн сноса до основания именно этой части, где нет интерьеров.