Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
МВД России предупредило пенсионеров о возможном мошенничестве перед 9 Мая
Общество
Путин призвал уделить внимание вопросам межнационального согласия
Общество
Шойгу предупредил о последствиях ударов ВСУ по Запорожской АЭС
Мир
МИД назвал слова Пелоси о протестующих в США уничижительным отношением к демократии
Мир
В бундестаге возмутились прославлением Бандеры на Украине
Мир
Блинкен пригрозил Китаю санкциями за поддержку ОПК России
Экономика
ЦБ РФ надеется на завершение этим летом массовой льготной ипотеки
Мир
МИД назвал целью визита Кэмерона в Узбекистан нанесение ущерба РФ
Мир
Представитель Госдепа ушла в отставку из-за несогласия с политикой США в Газе
Мир
Шойгу сообщил об ожидании ШОС скорого присоединения к ней Белоруссии
Мир
На Западе усомнились в возвращении Украины к границам 2014 года
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Экономика
В ЦБ заявили об отсутствии влияния возможной конфискации активов РФ на финстабильность
Мир
Совет ЕС на год продлил санкции в отношении 11 физлиц молдавской оппозиции
Общество
Минфин сообщил о продлении семейной ипотеки для семей с детьми до шести лет
Мир
Блинкен призвал к здоровой экономической конкуренции между США и КНР

"Пореченков, лечиться надо"

На Малой сцене МХТ премьера - "Крейцерова соната". Постановщик - Антон (Юрьевич) Яковлев. Михаил Пореченков вышел к зрителям в роли ревнивца, страдальца и убийцы Позднышева в дни, когда переживал трагедию его друг Константин Хабенский. Потеря любимого человека - что может быть страшнее, если вдуматься? "Крейцерова соната" дает внезапный ответ: хуже великих трагедий низкие драмы. Тяжелее горя - пустота
0
Унижение Лизы (Наталья Швец), муки Позднышева (Михаил Пореченков) - а просто не было любви… (фото: Игорь Захаркин, "Известия")
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

На Малой сцене Московского Художественного театра премьера - "Крейцерова соната". Постановщик - Антон (Юрьевич) Яковлев. Михаил Пореченков вышел к зрителям в роли ревнивца, страдальца и убийцы Позднышева в дни, когда переживал трагедию его друг Константин Хабенский. Потеря любимого человека - что может быть страшнее, если вдуматься? "Крейцерова соната" дает внезапный ответ: хуже великих трагедий низкие драмы. Тяжелее горя - пустота.

...Эмоциональный тремор, который принимается за любовь. Поначалу легкое, затем нарастающее взаимное раздражение. Кризисы, перебои, тахикардия непониманий, инфаркты скандалов, рубцы в памяти. Кардиограмма семейной жизни. Публика следит за происходящим так, будто ей показывают одну из лучших серий "Секса в большом городе". Поймите, что это комплимент: сделать интересно на театре крайне нелегко. Забубенно, модерново, постмодерново, спички-в-глаза-вставлятельно - пожалуйста. А вот чтобы смотреть не отрываясь и спустя несколько дней припоминать подробности - извините.

"Крейцерова соната" - старомодный спектакль. В том смысле, что центром всего здесь является актер. Младшего Яковлева хватило на довольно-таки смелую, драматургически яркую инсценировку. (Есть, конечно, перебор с адаптацией. Скажем, фраза: "Тебе хорошо, а мне завтра на работу" выдернута не из Толстого и даже не из "Секса в большом городе", а из любого дурного отечественного сериала.) С режиссурой в "Сонате" небогато. Разрозненное трио скрипачей, сумбур вместо музыки - едва ли не единственный постановочный ход. Спектакль посвящен Пореченкову и держится на Пореченкове. А играет он так, что об этом хочется рассказывать взахлеб.

Толстому, когда создавалась "Крейцерова соната", было за шестьдесят. Пореченкову в марте исполнится сорок. Это другая "Соната". Другая история. Здесь нет нравоучительности Толстого, его брезгливой отстраненности от себя - бывшего, нет отвращения к женскому естеству (потому что кокетство для женщины - тоже часть естества). Отвращения нравственного, но в то же время и химического, гормонального. Объедаться не надо, чтобы не мутило впоследствии...

Яковлев, впрочем, убрал из текста все эти грубые "нашлепки на задах". Позднышев - Пореченков, несмотря на ужасный опыт, женщин возненавидеть не способен. Ему, плотоядному, никогда не быть вегетарианцем. Сто раз еще влюбится, раз пять женится - браком венчанным и невенчанным, кому-то исковеркает судьбу, а кого-то (вдруг?) осчастливит. После убийства в самом Позднышеве многое умерло, это понятно, однако страсть умрет последней. Скопчество - будь то высший идеал или результат старческих метаморфоз - ему не светит. "Кто может вместить - да вместит". Позднышев, представленный на сцене МХТ, не может. "Простого, ясного, братского отношения к женщине" ожидать от него не следует. Но, полноте, требуется ли женщине братское чувство, если только рядом не родной брат? Обидно даже как-то...

Толстой под старость впал в юношеский максимализм. Стал, подобно Пете Трофимову из "Вишневого сада", "выше любви". А Позднышев - Пореченков, как Любовь Андреевна Раневская, - "ниже". Им есть к чему стремиться, куда тянуться.

Проклятие Позднышева - его природная карамазовщина. Против власти красоты он бессилен. В тенетах сладострастия бьется, словно паук, обмотавшийся собственной паутиной. Пореченков открывает темные углы мужского подсознания, тайные стихии, бушующие в мужском организме, те бездны, куда заглядывает только их пол и которые нас, женщин, пугая, манят гипнотически. Как всё, что нам недоступно, как всё, что относится к сугубо мужскому миру...

Есть мужчины, способные гармонично и естественно уживаться со своими безднами, а есть те, кто превращает их в пытку - для себя и близких. Позднышев - хам, грубиян, зануда, себялюбец, здоровое животное (готов потерять жену в очередных родах, лишь бы она, нося, производя на свет и вскармливая потомство, не имела ни сил, ни времени глядеть на других претендентов). За Лизой здесь столько правоты, будто спектакль ставила женщина, и это сочувственное понимание делает честь Яковлеву. Лиза тоньше, более того - несравненно умнее мужа. Она знает, что смысл сосуществования двоих - в душевном росте каждого, в личностной эволюции, в возможности воспламеняться друг от друга, и мается под гнетом пустой семейной жизни. Травинка, закатанная в асфальт.

Если Толстой Лизу косвенно обвиняет, то, сыгранная Натальей Швец, нежная, нервная, хрупкая, она чиста, как Дездемона. Только Позднышев - антипод Отелло. Он не доверчив, он ревнив. Позднышев - в каком-то смысле Пушкин. Потому что ведь и в Александре Сергеевиче сильна была карамазовщина.

Мавр не страдал комплексами. При всем богатстве воображения (славно врал девушке о людях, "которых плечи выше головы") сюжет про Дездемону и Кассио он сам бы не сочинил. А Позднышев сводит жену с приятелем, выстраивает схему будущей измены и удовлетворенно следит за тем, как якобы воплощаются его фантазии. Скрипач Трухачевский - с умыслом либо по нечаянности - сыгран Сергеем Шныревым до такой степени безлико, бесхарактерно, скучно, что дальше музыки они с Лизой точно продвинуться не могли. Ну, нет у женщины любви - тоска, а что поделаешь? Жизнь впроголодь - не повод ведь камни грызть...

Толстой искал исход - в целомудрие, вериги, духовную кастрацию - из семейного ада. Ад этот был для него абсолютно материален, реален и объективен. Ад Позднышева - Пореченкова рождается в его собственной голове. Зря, что ли, какая-то дама, неизвестным чудом попавшая на премьеру в МХТ, утомившись историей одного невроза, громко крикнула актеру: "ПоречЕнков, лечиться надо!". "Надо, надо..." - согласно покивал в ее сторону Михаил, не оскорбившись ни собственно репликой, ни странным ударением в фамилии...

Позднышев в МХТ - это великолепный рогоносец Кроммелинка. Причем во всех смыслах великолепный. Ты понимаешь вдруг, что перед тобой на сцене большой актер. Многомерный. Со вторым и даже третьим дном. Обаятельный, чертовски обаятельный. Зал смеется над героем - его горячностью, почти детской хитростью и детским же простодушием. В настоящем мужике всегда остается пацан - много пацана. Позднышев и жесток по-детски - с тупостью не очнувшейся пока души. Зато как очарователен "развращенный циник", когда, делая Лизе предложение, заикается и трепещет, мальчишка - мальчишкой...

Разговор о большом актере Михаиле Пореченкове, увы, не прост. Можно, в конце концов, понять, что природные данные (плюс регулярная работа в спортзале) завели его в подотряд "рембоидов". На экране - за исключением разве что "Связи", а прежде всего "Ликвидации" - у Пореченкова имидж слегка окультуренного самца, первобытного дикаря (это при интеллигентном, как у Андрея Миронова, лице). Ладно, из подобной ниши обязательно выбывают - не по уму, так по возрасту. Но зачем, скажите на милость, ввязываться в идиотские шоу экстрасенсов и бездарные кулинарные поединки? Не Юлия Высоцкая все-таки. Попробуй потом убедить коллег, что кухарка - к какому бы полу ни относилась - способна управлять государством. Или хотя бы Союзом кинематографистов. Поберег бы себя большой актер...

Комментарии
Прямой эфир