Татьяна Марголина: "Толерантность - это не попустительство пороку. Толерантность - это великодушие!"
- Статьи
- Общество
- Татьяна Марголина: "Толерантность - это не попустительство пороку. Толерантность - это великодушие!"

Понятие "толерантность" -- одно из ключевых в правозащитной практике. Неудивительно, что Уполномоченный по правам человека в Пермском крае Татьяна Марголина стала активным участником дискуссии, которую спровоцировало открытое письмо Епископа Пермского и Соликамского Иринарха, выступившего против "насаждения терпимости". Насколько обоснована позиция Владыки? В чем специфика русского понимания толерантности? В самом ли деле терпимость в обществе может привести к печальным последствиям? Об этом с Татьяной Марголиной побеседовала корреспондент "Известий".
вопрос: Татьяна Ивановна, я знаю, что вы не разделяете мнение Иринарха. Поясните, пожалуйста, свою позицию.
ответ: Я с уважением отношусь к Владыке и к его праву публично высказывать свою точку зрения. Но он исходит исключительно из своих религиозных убеждений, я бы даже сказала, консервативно религиозных. Между тем, нельзя забывать и о светской стороне вопроса. И поскольку в СМИ возникла дискуссия, было бы уместно досконально разобрать его значение, историю происхождения и смыслы, которые за ним стоят. Понять особенности существования слов "толерантность" и "терпимость" в русском языке.
в: Владыка в своем письме как раз предпринял попытку скрупулезного анализа этих терминов, обратившись к их этимологии.
о: Разумеется, есть определенная традиция понимания слова "терпимость". Вплоть до середины прошлого века оно трактовалось, как пассивная позиция: терпеть - значит, наступать на себя, уступать кому-то. Слово "толерантность", хотя и используется как синоним "терпимости", несет в себе другие смыслы. "Толерантность" - это активное социальное поведение, к которому человек приходит добровольно и сознательно. Более того: толерантность по духу, по сути своей очень близка россиянам. Скажите мне, ну кто против того, чтобы признавать возможность другого быть самим собой? Я думаю, что против этого не возражает ни одна религиозная конфессия и ни одна политическая партия.
в: Толерантность как жизненный принцип - явление относительно молодое. Может быть, именно поэтому он еще не усвоился массовым сознанием? Мол, жили раньше без толерантности - и ничего.
о: Это слова "толерантность" не было, а проблема была. Люди - изначально разные, и неприятие этой разности может довести мир до катастрофы, такой, как Вторая мировая война. После победы над фашизмом в 1945 году международное сообщество пришло к необходимости определить иные стандарты отношений между людьми. Ведь ужас Второй мировой вырос именно из нарушения прав, когда внутри Германии начались гонения на геев, инвалидов и евреев. Фашизм как раз исходит из допущения, что кого-то можно по определенному признаку признать недочеловеком. Для устранения угрозы нового фашизма была проведена серьезная международная работа, и строилась она на принципах договоренности. Процесс согласования - очень трудоемкий, и не случайно первая Декларация принципов толерантности родилась только в 1995 году. Представляете, сколько десятилетий понадобилось, чтобы договориться о едином толковании человеческих взаимоотношений! Декларация диктует стандарт, при котором я сохраняю свою индивидуальность, совесть, веру, политические убеждения, но в то же время принимаю "разность" другого. Я признаю, что он может и должен жить рядом со мной. Это очень непросто усвоить, но постепенно принципы толерантности проникают в устои общественные и государственные.
в: Иринарх как раз призывает противиться этому проникновению. Вплоть до запрета уроков толерантности в школе и конференций, посвященных смежным вопросам. По его мнению, все это - следствия демонизирующего влияния Запада.
о: Новые принципы действительно стали внедряться на государственном уровне. С 2000 года ведется активная работа в школах, вузах, учреждениях культуры - работа, основанная на принципе уважения к "разности" другого, призванная предотвратить конфронтацию на этой почве. Что касается западного влияния, то мне хотелось бы разрушить этот стереотип. Толерантность - это не западное учение, это - результат напряженной совместной работы самых разных стран. Если бы Россия не принимала участия в формировании принципов терпимости и не была с ними согласна, то они бы просто не установились в нашей стране. А раз мы приняли новый стандарт, мы обязаны начать общественную работу - в том числе, и в образовательных учреждениях. Это нормально.
в: И все-таки, в какой форме проходят те школьные "уроки терпимости", которые критикует Епископ?
о: Сегодня уже есть пул учителей, способных проводить грамотную образовательную работу. И это совершенно не обязательно должны быть уроки толерантности и специалисты по толерантности. Обучение может проходить на уроках обществознания, психологии, конфликтологии в режиме тренингов. Не так важно, как это называть - важно, чтобы дети научились принимать друг друга вне зависимости от национальности, пола или семейного достатка. Нести культуру отношений может каждый учитель и человек. И в конечном счете человек все равно определяется с позицией сам. Получив весь объем знаний, он - и никто другой - решает, как ему относиться к жизни, как себя вести.
в: Интересно, почему Епископ выступил с критикой толерантности именно сейчас, ведь общественная работа в Перми, как вы сказали, ведется уже не первый год?
о: Я думаю, что выступление Владыки связано не только с пермской ситуацией. Русскую православную церковь на протяжении многих веков волновала действительно важная проблема - проблема нравственности, духовности. И когда мы говорим о ценности каждого индивидуума, это не принимается ими, потому что для них первостепенна нравственная оценка - насколько его образ жизни соответствует принципам православия. То есть дело здесь в концептуальном подходе к человеку. С другой стороны, именно православная церковь всегда практиковала милосердное отношение к падшим. Помогала тем, кто находится в местах лишения свободы, к тем, кто сидит на паперти. Именно в православных монастырях находили себе приют сирые и убогие.
в: С чем же тогда связана "нетерпимость к терпимости", которую продемонстрировал Епископ?
о: Мне кажется, радикальная позиция Иринарха связана с отрицанием некоторых новых стандартов относительно тех проявлений человека, которые не были когда-то характерны для российской действительности. Например, терпимость к лицам нетрадиционной сексуальной ориентации. Но ведь общество само пришло к этому. По данным психологов, нетрадиционная ориентация - это не социальное поведение, это природная особенность, как, например, темперамент. Разве мы можем идти против природы человека?
в: Видимо, проблема в том, что в церковной догматике есть понятие порока, и оно выше, чем светское понятие толерантности.
о: Само назначение религии - своими ценностями влиять на общество, находить тех, кто их разделяет, и объединять их. Мир многообразен, люди, которые верят в того или иного бога, исповедуют определенные принципы, но они не могут отказывать другим людям в праве на жизнь.