Укрощение строптивого

"Он появился в нашем известинском отделе неожиданно - высокий, красивый, безукоризненно одетый человек со знаком лауреата Государственной премии СССР на лацкане пиджака. С порога представился - "Мангушев, безработный".
В начале 70-х годов Камиля Ибрагимовича Мангушева пригласили в ЦК КПСС. Рассказали: на одном из газовых месторождений Средней Азии бушует гигантский огненный факел, под угрозой выгорания громадное месторождение. Остается единственная возможность сбить пламя - подземный ядерный взрыв. Нужна его, Мангушева, помощь.
Обратились к Мангушеву не случайно. Один из ведущих специалистов управления "Ишимбайнефть", он с начала 60-х годов занимался проблемами использования ядерных зарядов в нефтедобывающей отрасли, например, для образования в земных недрах пустот для закачки нефтяных запасов.
...После визита в ЦК Камиля Ибрагимовича назначили главным конструктором проекта усмирения строптивого факела. Он привлек к работе многие научно-исследовательские и производственные организации, координировал работу авиаторов, геофизиков, буровиков, специалистов радиационного контроля, не раз выезжал на место планируемого события. И настал день, когда огненный смерч был усмирен.
...В столичный НИИ, подразделением которого, по решению партийных органов, с некоторых пор секретно числилась исследовательская группа Мангушева, пришел запрос из ЦК КПСС: кого из участников атомного проекта представить к наградам? Секретарь партийной организации объяснил Камилю Ибрагимовичу, что первым в этот список следует включить руководителя института - известного академика. Мангушев сказал, что к данной работе видный экономист не имеет отношения, а в список надо ввести тех, кто это действительно заслужил.
Сообщение о награждении К.И. Мангушева Государственной премией СССР появилось в газете чуть ли не в один день с приказом директора института о его увольнении. Буквально накануне того дня, когда в Кремле вручали премии, главного конструктора увезли в больницу с обширным инфарктом...
Минули годы - перестройка, распад Союза, экономические кризисы... Но Мангушев не сидел сложа руки. Он создал экологическую фирму, которая предложила революционные решения по очистке территорий, загрязненных продуктами нефтедобычи и нефтепереработки.
Все это Камиль Ибрагимович рассказал мне при нашей очередной встрече через много лет. Я на прощание подарил ему случайно попавшее мне редкое издание Корана. Приняв его с благодарностью, он просветлел лицом: "Да, кстати...". И поведал мне совсем уж удивительную историю.
"Накануне того атомного взрыва мы с водителем ехали по пустыне к тому месту, где полыхал факел. Проезжали какие-то руины. Водитель сказал, что это - гробница одного из основателей мусульманской религии. Я попросил остановить машину и направился к гробнице. И мне, конечно же, захотелось познакомиться с ней поближе. Он остался в машине, а я отправился к гробнице.
Встал на колени перед низко расположенной плитой. Через щель рассмотрел на крыше гробницы россыпь монет... Вглядываясь в сумрак могилы, я вдруг услышал за спиной какой-то шум, оглянулся. Ко мне приближался всадник в белоснежных одеждах и на белом коне, головной убор украшен камнем, от которого идет ослепительное свечение. Он улыбнулся мне, приветственно помахал рукой. Я попытался встать с колен, но передо мной уже никого небыло.
Вернувшись к машине, я рассказал водителю о странном видении. Раскосые глаза парня округлились. Он рванул с места, мы примчались в наш поселок. Парень, выскочив из машины, что-то громко закричал на своем языке. Собравшиеся возле нас местные жители бросились передо мной на колени. Потом мне объяснили, что святой, похороненный в той гробнице, является избранным праведником и нынешнее явление - всего лишь третье после его погребения".
...Мы тогда говорили с Мангушевым о разном. А несколько недель спустя я узнал, что его не стало. Подозреваю, что он знал о подкравшемся к нему тяжелом недуге и в свои последние дни прощался с теми, кто был ему душевно близок.