Глава "Совэкспортфильма" Григорий Геворкян: "Кино создает образ России в мире"

В рамках 31-го Московского Международного кинофестиваля состоялись "круглый стол" по копродукции и пичинг - то есть рынок новых проектов. Месяцем ранее подобный рынок с успехом прошел в Русском павильоне во время Каннского фестиваля. О стратегии продвижения российского кино за рубеж обозревателю "Известий" рассказал один из организаторов этих мероприятий, генеральный директор компании "Совэкспортфильм" Григорий Геворкян.
вопрос: Ваша организация - одна из немногих, в названии которых остался бренд "советский". А что такое сегодня пропаганда отечественного кино за рубежом? Она ведь уже не поддерживается на высшем уровне?
ответ: Уже опять поддерживается. В советские времена "Совэкспортфильм" был торговой организацией с представительствами более чем в 70 странах и монопольно занимался экспортом-импортом кино. Причем мы часто увязывали экспорт с импортом. Естественно, это был не бартер, но взаимность всегда соблюдалась. Например, мы покупали много американского кино, а они были вынуждены покупать наше. А раз купили - надо выпускать.
в: А в советские времена американцам было выгодно продавать нам кино? Наш огромный рынок уже тогда работал на них? Шли отчисления?
о: Отчислений не было - покупали в твердый счет: заплатили и забыли. Результаты проката публиковались, но на цены это не влияло.
в: Сколько советских фильмов в год продавалось тогда?
о: В Штаты - единицы, в Индию - 25-30, а страны Азии и Африки покупали практически всё, что производилось в Советском Союзе.
в: А какое фильмопроизводство было у нас в конце советской эпохи?
о: Порядка 160 игровых фильмов на всех студиях СССР.
в: То есть вот недавно, перед финансовым кризисом, Россия по производству превзошла Советский Союз. Но не по сборам, конечно.
о: Да, по сборам до тех времен далеко. Мексиканский фильм "Есения" у нас посмотрели 90 миллионов зрителей. Если сейчас пересчитать на доллары - при средней цене билета по стране 5,5 доллара, получится почти полмиллиарда.
в: Впечатляет, особенно если учесть, что последний прокатный чемпион - "Ирония судьбы-2" с показателем 50 с небольшим миллионов долларов. А сегодня вы торгуете русским кино?
о: Очень мало. Сейчас наша основная цель - пропаганда. Кино - это один из инструментов создания благоприятного образа России за рубежом. Ведь через кино люди узнают о стране - не буду приводить хрестоматийный пример о том, что Америку мы знаем по Голливуду... Любой кризис - газовый, политический - вызывает антирусскую истерию, и надо переломить такие настроения.
в: Давайте возьмем последние лучшие российские фильмы - даже участвовавшие в ММКФ. Их показывают за рубежом - и что? Что происходит с образом страны после этого? Не думаю, чтобы он скорректировался в лучшую сторону.
о: Да. Есть такая проблема. Но я могу привести и оптимистичные примеры. Мы даже показали во многих странах такой далеко не фестивальный, но очень патриотичный фильм "Ностальгия по будущему". У нас в прокате этой картины не было, но за рубежом ее очень хорошо восприняли. В том числе и те, кто уехал из страны. После этой картины были самые бурные обсуждения - даже не кино обсуждалось, а укрепление позиций России в мире.
в: Ваши зарубежные партнеры по проведению фестивалей русского кино в разных странах, естественно, о каких-то картинах слышали и что-то просят. Что чаще всего просили в этом году?
о: "Дикое поле" было во всех программах. До этого - "Простые вещи", "Русалка", "Остров"...
в: У нас проходит множество национальных фестивалей: британского кино, ирландского, немецкого... Но только французы умудрились сделать так, чтобы все их фильмы в результате выходили в российский прокат.
о: ЮНИФРАНС сегодня - единственная компания, которая так активно продвигает свое кино. Когда зарубежный прокатчик выпускает французский фильм, французы берут на себя расходы по выпуску. Мы в советские времена так не работали - у нас не было на это бюджета. Зато у нас были арендованы кинотеатры по миру. Плюс были кинотеатры в собственности в мировых столицах.
в: И куда все это делось? Исчезло вместе с золотом партии?
о: Нет, мы все передали по описи в специализированную государственную организацию...
в: Уже прозвучала фраза заместителя министра Александра Голутвы о создании на базе "Совэкспортфильма" русского аналога ЮНИФРАНС. Но мы знаем, что, хотя система французского кинопроизводства - это мечта многих наших продюсеров, в России она так и не возникла и, наверное, уже не возникнет. Можно ли "отодрать" одну ее составляющую - организацию по пропаганде кино - и перенести на нашу почву?
о: Наверное, можно. Ведь государство все равно тратит деньги на поддержку русского кино за рубежом. Вопрос подхода. Вот мы сегодня вообще ушли из Африки. А правильно ли это? В советские времена это был крупнейший рынок. Помимо политики это конечно же и экономика - туда надо возвращаться и работать.
в: Африка Африкой. Но вот что меня поразило: во время презентации в Русском павильоне в Канне новых русских проектов народу собралось море. Однако, когда стали выступать американские дистрибьюторы и рассказывать, что, с их точки зрения, надо сделать, чтобы русское кино было продаваемо, наши продюсеры все разбрелись: поболтать, покурить...
о: Да, потому что это их пока не интересует. Ни один наш продюсер не почувствовал еще эффекта от продажи фильма за рубеж. Никто на этом крупно не заработал. Картины продаются в основном для телепоказа - за десять-пятнадцать тысяч евро. Вот когда появится положительный опыт, когда фильм будет собирать за рубежом суммы, сопоставимые с внутренним прокатом, тогда будет и стимул.
в: Но, если произойдет история с преобразованием вашей организации в нечто по образцу ЮНИФРАНС, вам дадут деньги на выпуск наших фильмов за рубежом?
о: Конечно. Без государства нам уже не обойтись. Когда мы создавали Русский павильон в Канне в прошлом году, у нас еще были инвесторы. В этом году - практически нет. Кризис.
в: Я правильно понимаю: идеальный вариант такой - с государственной помощью создается сильная компания, равноудаленная от всех частных структур, но эти структуры используют ее мощь для продвижения своих фильмов за рубеж?
о: Да. Причем эта компания не должна сама продавать фильмы. Она занимается только продвижением. В этом году в Канне именно через Русский павильон мы нашли партнеров по организации в рамках 31-го ММКФ Московского форума копродукции. Ими стали European Audiovisual Entrepreneurs, The Sofia Meetings, Connecting Cottbus, Baltic Event Co-Production Market, The DAB Co-Production Forum, NISI MASA. Ведь именно так во всем мире и собираются деньги на кино - проект выносится к интернациональной продюсерской аудитории, и в результате возникают фильмы, где в списке производителей сразу несколько стран. Это нормальная практика: посмотрите на афишу ММКФ.