У болельщиков отобрали футбольный марш

Российская футбольная премьер-лига на своем заседании приняла сенсационное решение - отказаться от использования знаменитого "Футбольного марша" Матвея Блантера, под который вот уже 70 лет выходят на матчи все отечественные команды. Причина - конфликт с Российским авторским обществом, которое требует отчислений за проигрывание мелодии. Уже в пятницу перед календарной игрой чемпионата России "Химки" - "Сатурн" футболисты появятся на поле лишь под аплодисменты трибун.
Свой знаменитый "Футбольный марш" композитор Матвей Блантер написал в том же году, что и легендарную "Катюшу", - в 1938-м. Музыка была создана по просьбе его друга, самого популярного в те годы радиокомментатора Вадима Синявского, сетовавшего на то, что игроки выходят на поле в тишине. С той поры марш Блантера стал неотъемлемой частью советского, а затем и российского футбола. И вот теперь эта музыка уходит в историю - как шнурованные кожаные мячи и черная судейская форма. Причина в конфликте между Российским авторским обществом (РАО) и Российской футбольной премьер-лигой (РФПЛ). Первые хотят положенных по закону отчислений авторам за использование мелодии, вторые не собираются платить из прин-ципа, поскольку не понимают за что.
- Когда мы писали свое обращение в РФПЛ, то не делали акцент именно на "Футбольном марше": премьер-лига обязана заключить с нами договор по поводу всей музыки, которая звучит и в перерывах, и после окончания матчей, - рассказал "Известиям" заместитель генерального директора РАО Олег Патрин. - В прошлом году мы получили государственную аккредитацию и за это время заключили соглашения со множеством организаций, в том числе спортивных, - с ледовыми дворцами, катками, фитнес-клубами. Ни у кого из них вопросов не возникло: закон есть закон. Но РФПЛ на наше обращение не отреагировала.
Собранные средства РАО перечисляет авторам произведений (в данном случае музыки) и их наследникам. По подсчетам зам-директора, лишь в прошлом году его ведомство собрало 2 миллиарда 200 тысяч рублей. По закону отчисления поступают наследникам еще 70 лет после смерти автора (Блантер умер в 1990-м).
"Да, для русского человека пока непривычно, что за использование чужой музыки нужно платить, но наша страна постепенно открывает глаза на многие вещи", - говорит Патрин.
Цена вопроса на самом деле не очень большая - 0,2 процента от суммы, полученной за продажу билетов. РАО снизило ставку с обычных в подобных случаях двух процентов, потому что музыка на футболе является только фоном. Однако премьер-лига не собирается платить даже минимум.
- Если бы мы устроили концерт и использовали на нем чужие песни - тогда вопросов нет, - разъясняет "Известиям" спортивный директор РФПЛ Роман Леонтьев. - Но в данном случае мы прокручиваем лишь 15-секундный ролик и не преследуем при этом никакой коммерческой выгоды. Не станем же мы требовать деньги за исполнение марша, скажем, с обнищавшей "Томи". В общем, считаем требования РАО абсурдными: люди ведь ходят на стадион не ради музыки, а ради футбола. Наш юридический отдел, кстати, занимался с оппонентами перепиской по этому вопросу, но понимания мы так и не нашли.
В результате премьер-лига решила просто убрать марш Блантера с футбольных стадионов "до тех пор, пока в РАО не поймут всю нелепость ситуации". Что касается музыки в перерывах матчей и после их окончания, то это уже, как отметил Леонтьев, проблемы стадионов и клубов, которые на них выступают.
Таким образом, уже в ближайшем туре чемпионата России футболисты появятся на поле лишь под аккомпанемент шума трибун. Есть, правда, два варианта выхода из ситуации. Первый - РАО заключает договор напрямую с клубами, и те уже крутят хоть марш Блантера, хоть гимн Лиги чемпионов. Второй - РФПЛ заказывает новый футбольный марш современному композитору и платит непосредственно ему. Или ставит в качестве заставки - и это уже абсолютно бесплатно - вечную классику, пусть и не футбольную. "Оду к радости" Бетховена, например.
Шостакович и футбол
Первыми слушателями футбольного марша Блантера были великий композитор Дмитрий Шостакович и его сын Максим, будущий пианист и дирижер. Шостакович, сам страстный болельщик, к тому времени уже написал свой знаменитый балет "Золотой век" - о приключениях советской футбольной команды в логове империализма. Но о том, что не стал автором футбольного марша, жалел всю жизнь. И всегда, когда слышал его жизнерадостную тему, с гордостью говорил: "Это наш Мотя сочинил!"