Бело-черное приключение

Не знаю кому в голову пришла безумная мысль проехаться на "цвете" американского автопрома - автомобилях Cadillac - от Архангельска до Сочи, но при ближайшем рассмотрении идея оказалась не такой уж и сумасшедшей. Даже с некоторой изюминкой. "Гробить" американские автомобили на российских дорогах - удовольствие не дешевое, но весьма увлекательное. С другой стороны, слухи о скорой смерти General Motors явно преувеличены. Все модели Cadillac для нашей страны собираются в России, так что проверить на выносливость "русских американцев" просто необходимо.
Мы стартовали ранним промозглым утром в Северодвинске. Мечты многих искупаться в Белом море быстро улетучились – при утренней температуре воздуха в +3 градуса температура воды составляла около +13, а настоящих моржей среди нас не нашлось. Белое море на вид совсем не белое, а мрачное. Добавьте к этому свинцовые сентябрьские тучи, и желание лезть в воду пропадает совсем. Хотя местные утверждают, что летом тут купаются.
Северодвинск – достаточно маленький город. Намного большую площадь, нежели жилые помещения, занимает судостроительный завод. Мы проезжали огромную бухту, в которой приютились подводные субмарины, но попасть на их борт не представлялось возможным – стратегический, режимный объект. От Северодвинска до Архангельска несколько километров обычной российской дороги, со всеми неровностями и ухабами. Впрочем, довольно сносной. Наш Cadillac SRX с двигателем объемом 4,6 л бодро глотал ямы и трещины, вальяжно раскачивая своих пассажиров. Конечно, при таком оснащении, что имеют люксовые американские кроссоверы, на них можно путешествовать хоть всю жизнь, только останавливаясь для принятия душа. На узкой двухрядной дороге мелкие машинки боязливо рассыпаются к обочине, когда мощь 320 "лошадей" двигателя Northstar V8 VVT уверенно проносит мимо них красный SRX. Надо только внимательно смотреть за разметкой, она тут сильно стерта, чем и пользуются сотрудники ДПС, засевшие в засадах.
Архангельск встречает нас неожиданным солнцем и жуткими пробками – мост через Северную Двину всего один, да и тот ремонтируется. Учитывая, что он находится в центре города, скопления машин просто не избежать. Проковырявшись в Архангельске больше полутора часов, вырываемся на оперативный простор – федеральную магистраль М-8. В 70 км видим указатель Холмогоры и "ломимся" туда. Именно "ломимся", потому что дорога уже начинает напоминать стиральную доску, заброшенную в кустарнике. Но зря, родина Михайло Ломоносова – совсем невзрачный городок, в котором не нашлось даже сколько-нибудь крупных памятников своему великому выходцу. Деревянные тротуары на разбитых улицах – вот и вся экзотика Холмогор. Зря мы делали крюк от трассы в 150 км, поэтому возвращаемся на М-8.
Вечереет, некоторые участки дороги встречают отсутствием асфальта, так что приходится быть осторожными. Но в целом дорога сносная, пока не начинается ливень. Когда небо стремительно заволокло тучами, показалось, что ночь внезапно упала на землю. Плотность воды была такой, что дворники SRX работали в максимальном темпе, и все равно видимость была нулевой. Удивительно, откуда на севере берутся субтропические ливни? С такими мыслями прибываем в первый промежуточный пункт – город Вельск. Пройдено более 700 км пути.
С утра Вельск кажется еще более унылым, чем вечером. Двухэтажные дома, деревянный частный сектор, лесоперерабатывающий комбинат и, как яркое пятно, крупные фотографии владельцев на АЗС. Посовещавшись с коллегами, решили, что это для того, чтоб местные жители знали, кому предъявлять претензии за некачественное топливо. От центра лесопереработки дорога становится лучше. Нет, это еще северная Россия, но тут уже недалеко Великий Устюг, а пиарщики Деда Мороза постарались, чтобы подъезд к сказочному персонажу был достойным.
Следующая остановка – в Вологде. Даже некоторые местные жители уверены, что в Вологде есть кремль. Так вот – в Вологде кремля нет! Его снесли полностью, остались только здания храмов, который образовывали ядро старого города. Но все равно тут очень красиво и торжественно, немного омрачает то, что тут сошел с ума и умер известный поэт и друг Пушкина – Константин Батюшков. Вполне понимаю – осенняя погода в этой местности наводит уныние, хочется написать что-то вроде "Изнемогает жизнь в груди моей остылой; Конец борению; увы, всему конец!". Поэтому быстрее прочь из Вологды, нас ждет Ярославль!
Вечерняя дорога до Ярославля спускается с холмов Среднерусской возвышенности, пробегает через мрачные деревушки. Просто диву даешься: неужели это одна из крупнейших северных трасс России? Если полотно дороги нормального качества, то инфраструктура отсутствует напрочь. А в селах так вообще иногда чуть ли не боками задеваешь стены домов, настолько узкая эта магистраль на некоторых участках. В очередной раз хочется спросить: а как же выполняется федеральная программа "Автодороги России"? "Где деньги, Зин?" Но худо-бедно пройдены еще 500 км пути, и мы – в одном из старейших городов России, Ярославле. Конечно, про этот город надо писать отдельные статьи. Про его церкви, кремль, памятники архитектуры. Про то, как удивительно хорошо организовано движение, что даже при большой плотности потока удается избежать сильных пробок в центре. Очень много сотрудников ДПС, которые действительно следят за порядком. Следят и помогают, а не пытаются подловить автолюбителей на разных каверзах. Хотя, конечно, дороги в Ярославле нуждаются в капитальном ремонте. Который и происходит на выезде в сторону Москвы – тут первая громадная пробка. В ней теряем час, не меньше. Сказывается близость столицы.
Москву объезжаем стороной. Колонне в семь автомобилей лучше остановиться в Коломне, чем толкаться всем скопом в столичных пробках. В этот раз наш экипаж едет на могучем Escalade, и нам тем более нечего делать на узких улицах городов. По ощущениям Escalade подобен танку. Мне кажется, что в салон можно посадить взвод солдат и еще останется место для маркитанток. Ради интереса разгоняю эту махину до скоростей в 150-180 км/ч – устойчиво, надежно, вот только в поворотах стоит снижать скорость. Мощный, 6,2-литровый двигатель Vortec V8 выбрасывает 403 силы с уверенностью вулкана. Кажется, что если под колеса попадется маленькая машинка, от нее останется лишь сплющенная жестянка.
В Коломне нас ждет кремль и множество древнерусских храмов. Девиз автопробега: "В поисках русской мечты", так что духовность играет не последнюю роль. Поэтому мы решаем уйти с основной трассы (теперь это М-4, "Дон") и пробираться к Воронежу задворками. Здесь нас "катит" Cadillac CTS – легкий, стремительный, полноприводный седан бизнес-класса с модернизированным двигателем 3,6 VVT, выдающим 307 "лошадей" при 6400 оборотах в минуту. Это новое поколение этой модели, производится только в России и полностью адаптировано для наших реалий. Кстати, проверка автомобиля на второстепенных дорогах пришлась очень кстати. Многие из моих коллег гадали: сколько бамперов и колес оставим на наших ухабах? Забегая вперед огорчу скептиков: все свесы легковых CTS выверены, клиренс подобран оптимально, за пройденный путь было спущено всего одно колесо на единственной машине. И то только потому, что кто-то забыл гвоздь на дороге.
Дорога до Воронежа мимо Рязани и Липецка представляет собой четкую иллюстрацию к коробке конфет "Родные просторы". Бескрайние поля, огненно красно-желтая лесополоса, мелкий дождь, увлажняющий асфальт и… Cadillac. Может, это и есть русская мечта? Ну, чтоб по нашим дорогам да на хорошей машине?
Быстрая ночевка в Воронеже после 600 км пути. Да, по трассе М-4 было бы короче, но вряд ли быстрее. Узкий аварийный участок в Липецкой области не оставляет шансов – сумасшедшие пробки. Ремонт идет и на стыке Воронежской и Ростовской областей, поэтому принимается решение двигаться снова в объезд. Теперь я в одиночном плаванье. В моем распоряжении черный CTS со спортивно настроенной подвеской и задним приводом. Маршрут выбираю сам. Поэтому сразу за Воронежем ухожу на городок с женским именем Анна, от него – на Таловую, Бутурлиновку и Калач. Наблюдаю жизнь российской глубинки изнутри, так сказать. И жизнь эта, мягко говоря, серая. Люди – мрачные. Может, осень, а может, завидуют мне, мчащемуся мимо них на 210 "лошадях" американского лоска. А вот гаишников в этих местах нет. За 400 км, что я накружил по российской глубинке, они встретились только раз. И даже не остановили из любопытства, как обычно.
На трассу М-4 возвращаюсь где-то в районе Богучар. Еще немного – и я в Ростове, столице Южного федерального округа России. Вот только всю Ростовскую область надо ехать очень аккуратно – куча скрытых камер, за превышение скорости останавливают как на стационарных постах, так и на "летучих" засадах, штрафуют жестко. Меня бог миловал, но колонну "лишенцев" я наблюдал собственными глазами.
После Ростова самый сложный и долгий участок в 600 км – путь по Краснодарскому краю до всероссийской здравницы Сочи. И дело даже не в том, что на землях Кубани зверствуют гаишники. Дело в перегруженности трассы, по которой днем и ночью снуют загруженные фуры, готовя Сочи к Олимпиаде-2014. Если до Краснодара можно доехать нормально, то дальше – сплошное мучение. На серпантине побережья Черного моря можно потерять несколько часов, поскольку нет никакой возможности обогнать впереди идущий грузовик. Дорога от Джубги до Сочи превращается в скучное ползанье в хвосте колонны большегрузного транспорта. Одно только это "удовольствие" напрочь отбивает желание приезжать сюда на машине. Добавьте к этому дикие пробки в самом Сочи, и курортное настроение быстро сходит на нет. Хорошо еще, что море даже в сентябре теплое, можно купаться. Так что, освежившись в прибое, с новыми силами можно двигаться дальше.
Стоп, но дальше некуда! Наша колонна благополучно пересекла Россию поперек, от Белого моря до Черного! Не знаю, нашли ли мы русскую мечту, но абсолютно точно убедились, что на "российских американцах" у нас в стране ездить можно и нужно. Семь машин – Escalade, два SRX и четыре CTS, – почти 5000 км пути со всеми кругами и ни одной поломки! Видимо, не зря американский автопром открыл свои сборочные производства в России.