Новости, деловые новости - Известия
Пятница,
31 октября
2014 года

Анастасия Вертинская: Лень - спутница талантливых людей

19 декабря Анастасия Вертинская отмечает юбилей. Тонкая, обаятельная и яркая актриса, она всегда стремилась не просто соответствовать имени своего отца и уровню семьи или оправдывать подаренные Богом и родителями таланты, но и быть собой - самостоятельно мыслить, чувствовать, дышать - как в профессии, так и в жизни

Анастасия Вертинская: Лень - спутница талантливых людей

фото: ИТАР-ТАСС

19 декабря Анастасия Вертинская отмечает юбилей. Тонкая, обаятельная и яркая актриса, она всегда стремилась не просто соответствовать имени своего отца и уровню семьи или оправдывать подаренные Богом и родителями таланты, но и быть собой - самостоятельно мыслить, чувствовать, дышать - как в профессии, так и в жизни. Специально для газеты "Известия" Марина Вашукова расспросила Анастасию Вертинскую о том, чем заполнен ее сегодняшний день.

известия: За последние годы актриса Вертинская сделала публике считанные подарки - "Имаго", "Бременские музыканты", "Мираж, или Дорога русского Пьеро". Но зрительский интерес к вам не пропадает...

анастасия вертинская: В театре как в структуре я работать больше не хочу, этот этап пройден. Играть антрепризные спектакли интересно, если существует достойная пьеса. Но, как правило, для антреприз берут пьесы западные, написанные лет двадцать назад: люди не из нашей жизни обсуждают свой быт. Это не то, что хочется играть. У меня нет творческих планов. Рада была бы назвать, да нечего. Никогда не буду играть маму киллера и тому подобное. Сидеть в кадре бабкой и вязать мне неинтересно. Я как была прихотлива в выборе ролей, так и осталась. Но не вижу в этом никакой драмы. Я, скорее, вижу драму в том, что не снимаются Марина Неелова, Лена Коренева - актрисы такого уровня.

и: Вы продолжаете ощущать себя актрисой - с точки зрения взгляда на мир?

вертинская: Не думаю, что мироощущение актрисы и неактрисы сильно отличаются. Просто существуют периоды, когда ты работаешь над творческим проектом. Твоя психофизика подчинена этому - образ собираешь по крупицам, ищешь, улавливаешь в людях, думаешь об этом, живешь этим, как бы вынашиваешь. Когда ты не в творчестве, тебя одолевают абсолютно другие заботы. Тут важно, как ты выстроила свою жизнь, чему ее подчинила. Я с 15 лет служу искусству и, как чеховский дядя Ваня, в какой-то момент вскричала: "Я не жил, не жил!" Так вот жизнь, она ведь тоже для чего-то дается. Прежде всего в моей жизни существует семья - мать, сестра, племянницы, сын, внуки. Особенно внуки - существа, которые требуют воспитания. Не просто "это делай, а этого не делай", а через общение. Они питаются от родителей и тех, кто их окружает. Петя, мой младший внук, как-то забрался на сосну и кричит: "Посмотри, Нана, куда я забрался!" Я должна была бы сказать: "Слезь сейчас же, ты упадешь", но я кричу ему снизу: "Молодец, Петя, классно!" И этого достаточно, чтобы у ребенка было хорошее настроение и чтобы мы были друзьями. Я читаю своим внукам книги, хожу с ними в кино, в бассейн. Все это важно, все их формирует, они потом будут об этом вспоминать. Кроме того, для меня чрезвычайно важна деятельность в Благотворительном фонде, а также публикация наследия отца - Александра Вертинского, потому что в нашей семье этим занимаюсь только я.

и: Ваши любимые роли - те, что приносили известность или доставляли удовольствие? Или когда это совпадало?

вертинская: У меня любимых ролей очень мало: Офелия в "Гамлете", Галина из фильма "Случай с Полыниным" и Мона в "Безымянной звезде". Больше всего люблю Мону, потому что она пришлась на мой зрелый период, когда я была сформировавшейся актрисой. Роли такого уровня - редкий подарок судьбы. Когда и лирическое, и драматическое, и комедийное, и трагическое - всё связано в одном характере.

и: Об Оливии из "Двенадцатой ночи" вы всегда вспоминаете с удовольствием. Показом именно этого спектакля в записи 1978 года ваш юбилей 19 декабря будет отмечать телеканал "Культура"...

вертинская: Я обожаю этот спектакль. "Современник" - вообще театр, в котором я без конца экспериментировала. И в этой роли тоже. Я убрала все краски со своего лица и сделала такую возрожденческую внешность - без бровей, без ресниц. Английский режиссер Питер Джеймс дал нам невероятную свободу. У него было огромное чувство юмора, и это всех раскрепостило. Он обожал показывать - выбегал на сцену, расставив ручки, живот - вперед, длинные волосы развевались. Очень смешно. И очень обаятельно.

и: В спектакле были заняты лучшие русские актеры ХХ века. При этом атмосфера - удивительно ровная, партнерская.

вертинская: Для актера играть комедию - огромное удовольствие, да и самим проектом все были увлечены. Звездная труппа: Марина Неелова, Олег Табаков, Юрий Богатырев, Костя Райкин, Петр Щербаков, Нина Дорошина... Когда работаешь с такими потрясающими партнерами, атмосфера возникает уникальная. Это своего рода пинг-понг.

и: Насколько вы всегда были требовательны к своим партнерам?

%%VYNOS1%%вертинская: Требовательным можно быть только к тому, кто мешает тебе играть, не понимает, что такое актерская профессия, расхолаживает тебя. Моя жизнь богата на счастливые профессиональные встречи. Я работала с такими артистами, как Калягин, Смоктуновский, Борисов, Любшин, Мягков. С ними слово "требовательность" совершенно неуместно, потому что это великие актеры. Наоборот, думаешь: "Господи, не оплошать бы самой".

и: Алиса Фрейндлих называет одним из главных талантов режиссера "садоводческий" - умение выращивать, создавать актера. Вы согласны с этим?

вертинская: Согласна - по отношению к Алисе Фрейндлих. Она работала в репертуарном театре, где актеров именно выращивает режиссер. Но я не согласна с подходом. Мировой театр - все-таки не репертуарный. Повезло Алисе Бруновне, потому что она большой талант, ибо выращивать небольшой талант мало кто берется. У наших актеров жизнь достаточно инкубаторская, они работают в театре годами, им не надо бороться за свое существование. Мне кажется, это мешает. В Европе актеры от спектакля к спектаклю заключают контракты. Они такие же наемные лица, как и режиссер. Не говоря уже о том, что европейские актеры все время учатся, постоянно находятся на стажировках. Я сама преподаю во Франции и могу сказать, что это так.

и: Молодым актрисам сегодня сложнее, чем во времена, когда вы начинали? При том что возможностей быстро обрести популярность значительно больше.

вертинская: Это зависит от самих актрис - смотря чего они хотят. Популярность быстротечна и касается пары журналов. Почему-то считается, что людям интересны только сплетни. На этом основаны все журналы - гламурные, дорогие и т.д. Слишком мягко назвать все, что происходит в наших массмедиа, банальностью. Это просто деградация. Я называю это абсолютной бездуховностью, а если совсем прямо - "жареной бездуховкой". Можно демонстрировать моду в гламурных подборках, но имеет ли это отношение к творчеству? Все-таки крупных имен, какими были актрисы моего поколения и моложе меня, мало можно назвать. Есть талантливые актрисы, но по масштабу, мне кажется, все остановилось на Чулпан Хаматовой.

и: Александр Вертинский - легенда. Так о нем и принято говорить. Но и вас часто называют легендой. Это сопоставимо?

вертинская: Когда Вертинского называли легендой, это был знак "плюс". Его 25 лет не было в России. Как всякого известного человека, Вертинского окружали легенды. Говорили, что он миллионер, который привез то ли поезд золота, то ли поезд медикаментов, то ли жену-персиянку, как Стенька Разин. Когда это слово употребляют применительно ко мне, в этом есть отрицательный смысл. Например, Википедия приписала мне четырех мужей. Если бы я знала, что интернет будет так интересоваться количеством моих мужей, я бы еще несколько раз вышла замуж, чтобы удовлетворить этот интерес. У меня не было четырех мужей. Но им хочется, чтобы они у меня были. Светлана Бондарчук - главный редактор журнала ICONS - допускает в печати подобного рода публикации, хотя прекрасно знает и моего сына, и меня, и мою жизнь. Поэтому я не могу сказать, что мне бы хотелось слыть легендой на этом уровне.

и: Ваша актерская судьба связана с чеховскими ролями: Раневская, Заречная, Елена Андреевна. В Париже вы преподавали в Чеховской школе, вместе с учениками поставили спектакль "Чехов. Акт III". Почему Чехов не отпускает, не изживает себя?

вертинская: Наверное, на эту тему можно написать целое исследование. Однако я не чехововед. Я счастлива, что мне пришлось пройти через Чехова. Это очень жестокий автор, он не льстит. Но и не выводит прямой морали: как надо жить - как не надо, кто герой - кто не герой. Для Чехова герой тот, кто в состоянии преодолеть рутину серых будней, потому что жизнь в основном и состоит из таких будней. В этом отношении мне трудно смотреть спектакли, где Чехов не подвергается глубокому анализу. Когда цепляются: вот, у Чехова написано, что "Чайка" - комедия. Чехов - это другой жанр, не комедия, не трагедия, не трагикомедия. Чехов - человековедение.

и: Чехов не льстит... А вы чувствуете, когда вам льстят? Как реагируете?

вертинская: Я и сама люблю льстить. Ведь лесть не обязательно связана с ложью. Она связана с предельно добрым и залакированным отношением к человеку, когда ты слеп по отношению к нему. А так как я, когда люблю людей, всегда слепа, с удовольствием им льщу. Ведь у всех людей есть комплексы, с ними тяжело жить. Ты нарываешься на хамство, небрежность. Кстати, это касается в большей степени творческих людей. Поэтому сказать человеку слова добрые, может быть, даже преувеличенно хвалебные приятно для души - и ему, и тебе. Тем более если человек их заслуживает. Лесть не всегда вредна. Это такое лекарство.

и: Преодолев возрастной рубеж, когда очень многое познано и пройдено, вы стали спешить жить? Или, напротив, существуете более размеренно?

вертинская: Как ни странно, активность моя повысилась. В молодости для меня очень много значил сон. Я вообще считаю, что спутница талантливых людей - лень. Так как я раньше очень много работала, для меня любой день ничегонеделания был колоссальным счастьем. А сейчас я эти дни ненавижу, поэтому загружаю себя с утра до вечера.

и: Вы много времени уделяете ресторанному бизнесу.

вертинская: Интерьером и всем прочим занимается мой сын Степан. Я увлечена прежде всего искусством кухни. Особенно русской кухни, которую я помню по своей семье и по семье Михалковых-Кончаловских. Наталья Петровна Кончаловская блестяще готовила. Я все время учусь, мне это очень интересно.

и: Чего бы вы сами пожелали себе ко дню рождения?

вертинская: Я бы хотела, чтобы пришли мои друзья - они и собираются прийти. Чтобы мы посидели за столом. Я категорически запрещаю тосты, меня от них тоска берет. Я хотела бы увидеть за столом свою семью. Чтобы внуки бегали вокруг. Это и есть итог жизни, когда приходят к тебе те, кто остался. Со временем круг меняется. Друзья уходят, близкие люди - тоже. Жизнь очень фильтрует окружение, хотя я не могу сказать, что вокруг меня мало людей. И тех, кто меня окружает, мне очень хочется видеть на своем дне рождения, чтобы всем им было уютно и весело.

Известия // пятница, 18 декабря 2009 года

Анастасия Вертинская: Лень - спутница талантливых людей

Анастасия Вертинская: Лень - спутница талантливых людей19 декабря Анастасия Вертинская отмечает юбилей. Тонкая, обаятельная и яркая актриса, она всегда стремилась не просто соответствовать имени своего отца и уровню семьи или оправдывать подаренные Богом и родителями таланты, но и быть собой - самостоятельно мыслить, чувствовать, дышать - как в профессии, так и в жизни

скопируйте этот текст к себе в блог:
реклама
реклама