Иэн Гиллан Москву не потряс
Концерт матерого "пёпла" Иэна Гиллана в Московском Международном доме музыки у зрителей оставил двойственное впечатление. Формально все обещанное они получили. Знаменитый рок-вокалист на сцене был; некоторые знаковые хиты Deep Purple он озвучил; симфонический оркестр, как и анонсировалось, Гиллану подыграл. Но привкус чего-то ширпотребного вместо продукта "от кутюр" ощущался от увертюры до финала.
В лучших традициях "чёсовых" сейшенов наследники Императорского оркестра - труппа симфонических музыкантов Санкт-петербургской капеллы - и давно расставшийся с хипповской шевелюрой фронтмен DP отработали коротенько и без сложных задач. В первом отделении увидеть артиста, на чей концерт приобретались билеты, публике не довелось совсем. Тем, кто не пережидал "разогрев" в буфете, а дисциплинированно явился в зал к самому началу действа, вышеупомянутый оркестр под управлением Александра Чернушенко тезисно, за полчаса, напомнил несколько джазовых шедевров прошлого столетия, созданных Джорджем Гершвиным, Стиви Уандером, Гленном Миллером, Чарли Паркером. И ненавязчиво добавил в эту палитру парочку произведений сравнительно молодого маэстро - питерского Константина Дюбенко.
После антракта к аудитории, часть которой составляли не привычные для академически-помпезного зала люди в футболках с надписью "Deep Purple", наконец вышел сам мастер грудного вокала Гиллан. И запел убойную тему "Highway Star", открывающую лучший, наверное, альбом DP - "Machine Head" 1972 года. Если бы 37 лет назад исполнитель партии Иисуса в культовой рок-опере "Иисус Христос - суперзвезда" услышал эту песню в таком виде, в каком у него получилось пропеть ее нынче в Москве, полагаю, он бы и сам взгрустнул.
Оркестр, которым после антракта управлял уже приятель Гиллана - главный дирижер Пражской филармонии Фридеманн Риле (одетый не менее контрастно, чем зрители, - в смокинг и джинсы), тоже не очаровывал аранжировками. Порой казалось, что задача музыкантов сводится к тому, чтобы акустическими инструментами обеспечить Гиллану приблизительно ту же ритмическую канву, к какой он привык в "электричестве" Deep Purple. Проще говоря, от оркестра требовалось просто подыграть мэтру. Так сказать, напомнить мелодию, а дальше он уж как-нибудь с публикой договорится. Право, когда с десяток лет назад Иэн еще закрашивал черным седину и иногда пел тот же репертуар, что сейчас в Доме музыки, со всей своей легендарной группой, а за клавишами еще витийствовал Джон Лорд, - это выглядело куда мощнее и убедительнее. Сейчас же "могучий старик" в темно-синей рубахе навыпуск выделялся не столько пением, сколько возвращенной с годами поджаростью, специфической пластикой кистей рук, напоминавшей о Джо Кокере, и приветливостью к поклонникам.
За "Highway Star" последовали еще несколько композиций DP из ранних 1970-х: "Strange Kind Of Woman", "Woman From Tokyo", "Pictures Of Home". После чего Иэн поднял оркестр, дабы призвать зрительские овации, сменил эпоху и относительно распелся на "Ted The Mechanic" из середины 1990-х. Вслед за которой прозвучала единственная в программе вещь ("No Lotion For That") из последнего сольного проекта Гиллана, изданного в 2009-м, "One Eye To Morocco". Собственно, это был уже экватор сжатого гиллановского отделения. Закончилось оно, как и должно было закончиться, еще тремя старинными хитами Deep Purple, известными любому фану группы, в том числе и российскому президенту. "Smoke On The Water" кричали сообща. Сорвав еще одну порцию аплодисментов, Иэн, к радости собравшихся, спел пару "бонусов" на "бис" и приступил к раздаче автографов на обложках виниловых пластинок, плакатах и билетах. Очередь к сцене выстроилась длинная.