Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Суд арестовал второго фигуранта по делу о подрыве автомобиля экс-сотрудника СБУ
Происшествия
Военный корреспондент «Известий» Семен Еремин погиб в зоне СВО
Мир
Нидерланды выделят еще более €200 млн на ПВО и боеприпасы для Украины
Происшествия
Обвиняемых в нападении на мужчину в Москве подростков арестовали
Мир
Четыре армянских села перешли под контроль Азербайджана
Мир
МИД пригрозил Сеулу ответом на попытки отменить русскую культуру
Происшествия
В Воронежской и Курской областях объявили опасность атаки беспилотников
Мир
В Белом доме заявили о готовности возобновить поставки оружия Украине
Мир
В США начали шутить над конгрессвумен Грин за попытки заблокировать помощь Киеву
Общество
Семен Еремин погиб в зоне СВО при подготовке репортажа
Общество
Открытие ММКФ началось с минуты молчания в память о жертвах теракта в «Крокусе»
Мир
Байден назвал нынешнюю Республиканскую партию «котом другой породы»
Общество
Массив воды придет из Курганской области в Тюменскую в течение нескольких дней
Общество
В Петербурге перенесли запуск фонтанов на 27 апреля из-за снегопада
Мир
Владелец соцсети Х Илон Маск выступил против запрета TikTok в США
Происшествия
Силы ПВО сбили три беспилотника над Белгородской областью

Нашлось письмо Чехова

В Доме-музее Чехова на Садово-Кудринской руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский передал санкт-петербургскому филиалу Архива Российской академии наук письмо Антона Павловича археологу и историку Никодиму Кондакову
0
фото: Виктор Хабаров
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Творческие люди, женитесь на душечках

Денег нет

В Доме-музее Чехова на Садово-Кудринской руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский передал санкт-петербургскому филиалу Архива Российской академии наук письмо Антона Павловича археологу и историку Никодиму Кондакову.

С Кондаковым, историком византийского и древнерусского искусства, археологом, создателем иконографического метода изучения памятников искусства, Чехов не был близко дружен, но состоял в переписке. Послание Чехова Кондакову из Ялты от 2 марта 1901 года хранилось в питерском филиале Архива Российской академии науки. Далее, по всей видимости, было оттуда похищено.

В 2008 году его продали на аукционе "Кристис" за $7000 (кто продавец - умалчивается), а несколько месяцев назад оно попало в руки Михаила Сеславинского, который и передал документ назад в Архив. Впрочем, некоторое время оно будет находиться в ведении Росохранкультуры. Во всяком случае, ее руководитель Александр Кибовский обещал в деталях разобраться в истории пропажи письма.

"Эмоции, сыгранные Иннокентием Смоктуновским в "Скупом рыцаре", ничто по сравнению с тем, что я испытываю, передавая этот документ", - пошутил Сеславинский, вручая письмо. Кроме письма, в дар уже Государственному литературному музею, в чье ведомство входит Дом-музей Чехова, была передана афиша 1920-х годов Театра заключенных Московской таганской тюрьмы, которые устроили вечер по произведениям Чехова. "К сожалению, статьи, по которым были осуждены заключенные, тут не указаны", - посетовал Сеславинский. 

Народные силы бесконечно велики и разнообразны...

Н.П. КОНДАКОВУ

2 марта 1901 г. Ялта

Многоуважаемый Никодим Павлович!

Большое, сердечное Вам спасибо за книгу. Я прочел ее с большим интересом и с большим удовольствием. Дело, между прочим, в том, что моя мать, уроженка Шуйского уезда, 50 лет назад бывала в Палехе и Сергееве (это в 3 верстах от Палеха) у своих родственников иконописцев, тогда они жили очень богато; те, что в Сергееве, жили в двухэтажном доме с мезонином, громадном доме. Когда я сообщил матери содержание Вашей книги, она оживилась и стала рассказывать про Палех и Сергеево, про тот дом, который тогда уже был стар. По сохранившимся у нее впечатлениям, тогда была хорошая, богатая жизнь; при ней получались заказы из Москвы и Петербурга для больших церквей.

Да, народные силы бесконечно велики и разнообразны, но этим силам не поднять того, что умерло. Вы называете иконопись мастерством, она и дает, как мастерство, кустарное производство; она мало-помалу переходит в фабрику Жако и Бонакера, и если Вы закроете последних, то явятся новые фабриканты, которые будут фабриковать на досках, по закону, но Холуй и Палех уже не воскреснут. Иконопись жила и была крепка, пока она была искусством, а не мастерством, когда во главе дела стояли талантливые люди; когда же в России появилась "живопись" и стали художников учить, выводить в дворяне, то появились Васнецовы, Ивановы, и в Холуе и Палехе остались только одни мастера, и иконопись стала мастерством...

Кстати сказать, в избах мужицких нет почти никаких икон; какие старые образа были, те погорели, а новые - совершенно случайны, то на бумаге, то фольге.

Я "Геншеля" не видел и не читал, таким образом, совсем не знаю, что это за пьеса. Но Гауптман мне нравится, и я считаю его большим драматургом. Да и по игре, притом только одного акта, нельзя судить, а если играла Роксанова, то и подавно.

Мне все эти дни нездоровилось. Напал кашель, да такой, какого у меня давно уже не было.

Ваша книжка об иконописи написана горячо, даже местами страстно, и потому читается она с живейшим интересом. Несомненно, иконопись (Палех и Холуй) уже умирает или вымирает, и если бы нашелся человек, который написал бы историю русской иконописи! Ведь этому труду можно было бы посвятить целую жизнь.

Однако чувствует мое сердце, что я уже надоел Вам. К отлучению Толстого публика отнеслась со смехом. Напрасно архиереи в свое воззвание всадили славянский текст. Очень уж неискренно или пахнет неискренним. Будьте здоровы и Богом хранимы и по возможности не забывайте искренно Вас уважающего и преданного А.Чехова.

Комментарии
Прямой эфир