ИНСОР вызвал спор

Институт современного развития (ИНСОР) обнародовал доклад "Россия XXI века: образ желаемого завтра" Игоря Юргенса и Евгения Гонтмахера. Из названия следует, что авторы поставили цель - показать некие ориентиры, с которыми должен сверяться автор идеи модернизации страны - президент Дмитрий Медведев. Однако политологи и экономисты удивлены несоответствием позиций доклада с тем, к чему на самом деле стремится президент. Более того, они оспаривают новизну доклада, так как он отражает все те же концепции, которые содержались в предыдущих работах ИНСОРа.
"В докладе ИНСОРа сведены воедино те позиции, которые высказывались и в докладе Макаренко, Бунина по модернизации политической системы, и в интервью Юргенса, - говорит Владимир Жарихин, заместитель директора Института стран СНГ, член Совета по национальной стратегии. - Первая реакция - я сейчас смотрю интернет - это реакция и блогеров, и журналистов: "назад в 90-е!". Мне кажется, это вполне определенная позиция, которая противоречит по сути лозунгу Медведева "Россия, вперёд!". Они говорят: для того, чтобы идти вперед, надо отойти назад".
"Позиция Медведева - не ломать, а совершенствовать", - уверен Владимир Жарихин. И именно поэтому, по мнению политолога, предложения ИНСОРа противоречат внутриполитическому контексту развития страны и политической системы.
Несоответствие продукта контексту выступлений самого Дмитрия Медведева на последнем Госсовете, в послании Федеральному собранию и в статье "Россия, вперёд!" отмечает и директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков: "Доклад ИНСОРа на фоне двух посланий Медведева Федеральному собранию и даже январского Госсовета выглядит даже не футурологией, а какой-то экзотикой. Пока президент призывает к тому, чтобы укреплять и развивать политическую систему, "специалисты" ИНСОРа предлагают ее дестабилизировать".
Предлагаемая в докладе политическая конструкция такова: срок полномочий президента снова снижается - до пяти лет, Госдума опять избирается по смешанному мажоритарно-пропорциональному принципу, и в ней появляются независимые депутаты-одномандатники, проходной процент снижен до пяти, в стране появляются 20 партий, а основу партийной системы составляют правоцентристская и левоцентристская партии.
"Последнее, - замечает директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко, - идея не новая. В свое время ее пытались реализовать "Наш дом - Россия" как правоцентристская организация и Блок Ивана Рыбкина как левоцентристская организация. Это не получилось".
Но главное противоречие, по словам политолога, состоит в том, что в докладе присутствует "идея управления партийным пространством". "Тогда в чем же заключается степень повышения политических свобод?" - недоумевает Минченко. И если одним из адресатов доклада является президент Медведев, то предложения ИНСОРа, по мнению политолога, выглядят странно. "Дмитрий Медведев как глава администрации президента, а затем первый вице-премьер был одним из тех, кто создал и модернизирует новую систему, которая показала себя успешно, хотя и не без сбоев, работающей, а теперь ему предлагают все вернуть назад", - говорит Минченко.
Еще одно положение доклада, явно противоречащее тезисам Дмитрия Медведева, - мнение экспертов ИНСОРа о том, что развитие демократических свобод опережает экономическое. "Чем "умнее", интеллектуальнее, эффективнее будет наша экономика, тем выше будет уровень благосостояния наших граждан. Тем свободнее, справедливее, гуманнее будет наша политическая система. Общество в целом", - писал по этому поводу президент в статье "Россия, вперёд!". И надо заметить, акценты здесь расставлены совсем в другом порядке, а не в том, который предлагают инсоровцы.
Иосиф Дискин, сопредседатель Совета по национальной стратегии, считает, что новый доклад ИНСОРа расходится с современным представлением о модернизации. "Современные подходы к модернизации - это глубокий анализ актуальных проблем и поиск эффективных средств решения. Здесь же весь документ составлен по принципу "нарисуем - будем жить". Складывается впечатление, что мы имеем дело с неким воздушным замком, - говорит политолог. - Такое впечатление, что ничего, кроме собственно политической власти, в ИНСОРе не видят. При этом они говорят о развитии инициативы. Чьей инициативы, тогда спрашивается? Совершенно отсутствует понимание одной из главных причин, почему сегодня с модернизацией достаточно сложно. Потому что отсутствует проблемное видение, когда разные факторы связываются в проблему и ее начинают решать. Таков современный подход к модернизации".
"Утопическим" политолог считает и внешнеполитический курс, предложенный авторами доклада ИНСОРа. "Там, когда ведется разговор об СНГ, совершенно не обсуждается вопрос об экономической интеграции, ЕврАзЭСе, Таможенном союзе. Куда их дели, ребята? - спрашивает Иосиф Дискин. - А вопрос о том, что Грузия вернется в СНГ? И что будет с огромным проектом интеграции? Не будет его? Тогда зачем нам нужно СНГ?".
"Что касается вступления в НАТО, ИНСОР исходит из предпосылки, что Запад построил некую идеальную систему и готов принять нас в нее, - говорит политолог Сергей Марков. - Но сейчас мы можем стать для Запада только экспортно-сырьевой колонией, а не равноправным партнером".
Главной бедой документа, подготовленного Юргенсом и Гонтмахером, эксперты считают то, что и сам он, и его авторы до сих пор "живут интересами элит 90-х". Владимир Жарихин эмоционально резюмирует: "Преобразуйте ваш ИНСОР в идеологический отдел "Правого дела", возглавляйте "Правое дело"... Но не делайте вид, что вы сподвижники самого Дмитрия Анатольевича при публичных заявлениях, которые противоречат коренным позициям, высказанным Медведевым в своих выступлениях".