Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Блинкен заявил об отсутствии данных о военных поставках Китая России
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Культура
Главный приз «Золотой святой Георгий» ММКФ получил фильм «Стыд» Мексики и Катара
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Спорт
Международная федерация баскетбола продлила отстранение россиян до декабря 2024-го
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Общество
В Ростовской области задержан избивавший граждан 17-летний подросток
Спорт
FIG удалила из правил пять названных в честь российских гимнасток элементов
Спорт
Тетерин победил Манжуева в бою турнира «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Культура
Лучшим российским фильмом ММКФ стала картина «Лгунья» режиссера Трофимовой
Мир
На Тайване произошло землетрясение магнитудой 6,1
Мир
Минимум 10 человек погибли в результате пожара в гостинице в Бразилии
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Белорусское море

Согласно договоренностям Уго Чавеса и Александра Лукашенко уже в мае в Белоруссию морем отправляется пробная партия венесуэльской нефти. Это заставляет человечество всерьез задуматься о Белоруссии как о великой морской державе
0
Ладья, построенная энтузиастами по старинным чертежам, три раза ходила через все гидроузлы Днепро-Бугского канала
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Согласно договоренностям Уго Чавеса и Александра Лукашенко уже в мае в Белоруссию морем отправляется пробная партия венесуэльской нефти. Это заставляет человечество всерьез задуматься о Белоруссии как о великой морской державе.

Признаки неистовой тяги Белоруссии к морю можно обнаружить прямо в центре Минска. Здесь есть офис, оснащенный молитвословом, иконой и часами в виде спасательного круга с надписью "Добро пожаловать на борт". Отсюда желающих отправляют на заработки в порты Майами и Рима, каждый год - около двух сотен белорусских молодых людей. В основном это красавцы с высшим образованием. Они едут отдавать человечеству свою силу и страсть в качестве официантов на круизных лайнерах.

Видимо, работа на корабле заменяет им армию, во всяком случае, любой официант учится по сигналу тревоги надевать спасательный жилет.

И вот вам первая странность связи Белоруссии и моря: как только заканчивается полугодовой контракт, красавцы возвращаются на корабль снова и снова. Женщинам и Родине они говорят в свое оправдание примерно одно и то же: "На суше жить невозможно". Самый сложный каприз судьбы, который ждет их на свободе, - выбор между правым или левым лифтами на палубе. Поэтому морские белорусы голубоглазы, общаются только через facebook, видят корабли во сне, а когда сходят на берег, называют столичное водохранилище Минским морем.

Владимир Копляков - типичный белорус. Он добровольно отдал круизным лайнерам 15 лет своей жизни. Несмотря на то что в прошлом году Владимир твердо пообещал себе жить на суше, он по-прежнему носит в кармане морскую корочку - удостоверение Seaman's Record Book, выданное ему на Багамах. Пытаясь осмыслить пройденный путь, Владимир часто говорит себе и окружающим, что на борту он оказался не случайно: у Белоруссии есть свой собственный выход к стихии открытой воды. Это Днепро-Бугский канал, который был прорыт в свое время на юге страны для удобства попадания белорусов из Балтийского в Черное море. На этом сложном, но волнительном пути стоят портовые города Брест и Пинск. Всего в республике восемь портов, которые объединены пароходством в Мозыре.

Я не белорусский мужчина, поэтому не могла позволить себе уйти вслед за Владимиром в матросы. Однако я - красивая белорусская девушка, поэтому просто обязана была постоять простоволосой на каком-нибудь мысе Отчаяния, провожая взглядом крепкие торсы соотечественников, безвозвратно уходящих в предрассветную морскую пелену. Так что я постриглась у знаменитого минского парикмахера по кличке Фашист, покрасилась в блондинку, отполировала ногти и купила себе билет на поезд Минск-Пинск.

Минск - Пинск

В Пинске я раньше не была. Оказалось, это маленький красивый город, основанный в 1097 году. Я приехала в Пинск ранним утром, на 913 лет позже первых его основателей. Из истории я знала лишь то, что в XII-XIII веках здесь пролегал знаменитый путь из варяг в греки, а в XXI веке комбинат "Пинскдрев" из древесины Полесья делает спички и диваны перламутровой кожи. Чтобы поскорее окунуться в эту манящую портовую атмосферу, я вынуждена была сесть в автобус, который повез меня от вокзала к набережной. Я с интересом рассматривала пинчан, пытаясь увидеть белорусское море в их безбрежных глазах, обращенных к электронному табло в салоне. В конце концов там засветилась надпись: "Уважаемые пинчане! Не выбрасывайте домашних собак и кошек".

Где-то я слышала, что в Пинске доживают свой век моряки, закончившие в советское время морскую военную академию, которой теперь в Пинске нет. Тем не менее море периодически напоминает пинчанам о себе. Известно, например, что в музее белорусского Полесья среди археологических находок региона есть морские ежи, подразделяющиеся на виды: ведьмины камни и змеиные яйца. К тому же, чем черт не шутит: вдруг мимо Пинска в Мозырь на нефтеперерабатывающий завод пойдут танкеры с венесуэльской нефтью? Вот что они здесь увидят, издавая свои протяжные и тоскливые заморские гудки.

Обувной магазин "Гномик", предлагающий горожанам пляжную обувь; памятник бронекатеру, который освобождал город от фашистов; дворничиху в декольте и очках, схваченных посередине изолентой; дом, где учился уроженец деревни Мотыль Хаим Вейцман, первый президент Израиля; кафе "Огонек", выставленное, впрочем, на продажу, и здание РУЭСП "Днепро-Бугский водный путь". Чтобы попасть в РУЭСП, танкерам придется спуститься от памятника Ленину вниз, к улице Днепровской флотилии. Когда-то на площади Ленина был рынок, куда из окрестных деревень Полесья на лодках приезжали мужики продавать рыбу и мед. Лодки - самый привычный транспорт в этой части Белоруссии. Все дело в том, что весной на Полесье очень сильно разливаются реки. Справиться с большой водой по силам только одному предприятию в Пинске - знаменитому РУЭСП.

Именно его работники обслуживают судоходный кусок Днепро-Бугского канала. Они углубляют реку с одной целью - чтобы по ней прошли корабли. Для этого пинчане строят еще и систему гидроузлов с водоспусками и судоходными шлюзами и устанавливают навигационные знаки. Но чтобы уточнить подробности этого созидательного усилия, танкерам придется заглянуть в профком предприятия, где лично я познакомилась с Жанной Михайловной, которая работает здесь 26 лет и знает устройство каждого из 13 гидроузлов, а также с Георгием Леонидовичем, заслуженным журналистом, который раньше работал в телерадиокомпании "Пинск".

Именно ему я и задала свой непростой вопрос: почему во времена Великого княжества Литовского из Балтики в Черное море ходили заграничные корабли с грузами, а теперь их в Пинске не видно? В профкоме сразу повисла напряженная пауза. Первое, что вспомнилось, - ладья, воссозданная в свое время по древним чертежам белорусов. Ладья уже трижды ходила от Бреста через все гидроузлы. Ладьей управляла польско-украинская команда энтузиастов. Георгий Леонидович даже переспросил у Жанны Михайловны: "Вы помните, Жанна Михайловна, какая там усадка под днищем? Сантиметров 30 от силы".

Георгий Леонидович объяснил мне, что раньше челны от моря к морю шли по естественным рекам. Там, где воды было мало, моряки перетаскивали ладью волоком: "Тянули по болоту и мокрой траве". Я, конечно, растерялась. Мне стало непонятно: пройдет ли волоком по Днепро-Бугскому каналу нефтяной танкер из Венесуэлы? Из разговоров с профкомом я с ужасом понимала, что подводная часть танкера должна быть не больше 2 м 40 см, иначе он просто сядет на мель - и кому-то придется тянуть его по мокрой траве.

Пинск - Минск

Между тем Жанна Михайловна и Георгий Леонидович пригласили меня на катер. План их состоял в том, чтобы вместе осмотреть баржи и землечерпалки Пинска. Мне сказали, что вообще-то есть еще и красивый белый теплоход, но он ходит только летом.

Пока мы отчаливали, Георгий Леонидович поведал мне свою историю. В младенчестве он тоже жил морем. Хорошо, не морем, но по крайней мере водой. Родители его были экипажем местного рудовоза: отец - шкипером, а мать - матросом. Георгий Леонидович помнит из своего детства камбуз и рубку со штурвалом. "Но в 61-м году мои родители уже списались на берег", - вздохнул Георгий Леонидович, пока мы объезжали на катере набережную Пинска, любуясь городом.

Ветер развевал мою новую прическу, состоящую из волос белого цвета, волна набегала на борт, и мне казалось, что я совершенно явственно чувствовала запах неведомого моря. Конечно, катер мало походил на мыс Отчаяния, которого я ждала, а вместо диких воплей чаек я слышала стоны гребцов на байдарках - выяснилось, что гребля в Пинске является главным видом спорта. На вид гребцам было лет по 14, и за каждым на моторке обязательно шел инструктор, выкрикивая им вслед бодрые спортивные матюги. Тем не менее это вселяло в меня надежду, что рано или поздно землечерпалки Пинска откроют моей родине путь к большой, настоящей воде.

Я даже представила себе, как все здесь изменится к лучшему. С приходом нефтяных танкеров в Пинске, конечно, откроют "Макдональдс" и публичный дом, город станет не хуже любых портов Карибского бассейна. Местные жители будут рассказывать легенды о том, что именно река Пина дала название легкомысленному коктейлю "Пина Колада". Таксистов здесь станут звать не Вова, а Ллойд, они будут огромными и отзывчивыми чернокожими белорусами, которые тайно торгуют героином у круглосуточного магазина "Штопор". А в ресторане "Пинская шляхта", как обычно, можно будет поесть драники.

Кстати, именно из-за традиций местной шляхты я в это верю особенно остро. Дело в том, что по одну сторону реки здесь всегда жили обычные мужики, а по другую - шляхта. Социальные слои, к сожалению, перемешались в советское время, когда на дворянской половине закрыли школу, и потомки шляхты стали учиться грамоте на мужицкой стороне. Но характер белорусского шляхтича сохранился! Понять этот особенный, целеустремленный нрав мне удалось уже на берегу, когда я в местном ресторане коротала время до отправления поезда Пинск-Минск вместе с молодым инспектором природных ресурсов, имя которого я, к сожалению, забыла. Кажется, он ухаживал за мной, поэтому рассказал: "Шляхтич - очень гордый человек. Когда у него не было денег на сапоги, он покупал один, а вторую ногу прятал в сено в телеге".

- Да что вы говорите! - изумилась я.

- Вы уж поверьте мне, девушка, - отвечал мой собеседник, практически моряк. - Это мне еще бабушка рассказывала.

Путь из варяг в белорусы

Венесуэла в мае 2010 г. поставит в Белоруссию пробную партию нефти в объеме до 80 тысяч тонн. До конца текущего года планируется поставить до 4 млн тысяч тонн. Об этом сообщается на официальном сайте президента Белоруссии Александра Лукашенко. По информации, полученной от первого заместителя премьер-министра Белоруссии Владимира Семашко, первая партия венесуэльской нефти будет доставлена в Белоруссию в мае. Ее повезут из порта Одессы железнодорожным транспортом.

Одна железнодорожная цистерна вмещает 60 тонн нефти, грузовой состав формируется из 60-65 цистерн. На этой поставке будет отработана дальнейшая технология транспортировки нефти из Венесуэлы. Семашко не исключил, что в перспективе для этих целей будет использоваться трубопровод. Рассматривается также вариант транспортировки венесуэльской нефти из латвийского порта Вентспилс. Поставляться нефть будет не для внутрибелорусских нужд, а с целью переработки и последующей перепродажи в Европу.

Комментарии
Прямой эфир