У Пентагона появился космический боец

Американский многоразовый космический аппарат Х-37В может быть носителем лазерного оружия нового поколения. Такой вывод сделали эксперты, наблюдая за полетом новейшего беспилотника. В Пентагоне все домыслы экспертов об "ударных" функциях корабля назвали несостоятельными. "Известия" уже писали о применении лазерного оружия в боевых целях (см. материал "Триумфальная марка" от 29.04.2010) и сейчас выяснили, что это за аппарат.
Внешне X-37B похож на наш "Буран" или американский шаттл, но вчетверо меньше их по размеру. Во времена СССР у нас тоже был такой же беспилотник разработки Глеба Лозино-Лозинского (создатель "Бурана"). Назывался он "Спираль" - "Буран" стал его гражданской производной. Над Х-37В конструкторы начали трудиться еще 11 лет назад в рамках программы NASA. Но в 2006 году при администрации Джорджа Буша программу передали в ВВС и засекретили. Достоверно известно, что X-37B - детище компании Boeing. Масса беспилотника - 5 тонн, длина - чуть меньше 9 метров, размах крыльев - 4,5 метра. Выводится на орбиту ракетой-носителем Atlas-5.
На Х-37В (как и на шаттле) есть внешняя погрузочная площадка. Судя по размерам, она позволяет не только проводить эксперименты в открытом космосе, но и размещать либо принимать на борт небольшие спутники. Как и космический корабль, беспилотник может разворачивать солнечные батареи для электропитания, что и обеспечивает ему 270 суток автономного орбитального полета. Посадку предположительно он сможет совершить на базе ВВС США Ванденберг в Калифорнии.
Американский аппарат был выведен в космос 22 апреля и уже 6 раз засветился у любителей понаблюдать за космосом. С окраин Нью-Йорка X-37B выглядел как яркая звезда, двигающаяся по южной половине неба. Засекли его и наблюдатели из ЮАР. X-37B находится на стандартной для космических кораблей высоте - около 410 тысяч метров - и совершает оборот вокруг планеты примерно за полтора часа.
Заместитель командующего ВВС США по космическим программам Гэри Пэйтон говорит, что одна из функций аппарата - содействие войскам, занятым в наземных операциях. Эту версию подтвердил и наблюдатель из Торонто Тед Молцан. Он заметил, что беспилотник проходит над одним и тем же участком земной поверхности каждые четыре дня - а это обычная манера поведения для американских спутников-шпионов. Перемещаясь с 40 градусов северной широты до 40 градусов южной широты, военный космический корабль "парит" над Ираком, Ираном, Афганистаном, Пакистаном и Северной Кореей. Впрочем, есть и эксперты, считающие, что беспилотник не только занимается разведкой, но и отрабатывает новые системы лазерного оружия.
- Разработка боевых лазеров идет с начала 80-х годов прошлого века, - авторитетно заявил "Известиям" главный эксперт в области ПРО генерал-майор в отставке Владимир Белоус. - Пока это очень громоздкие системы по размеру и массе, с которыми возникает целый ряд научно-технических проблем.
Проблемы могут быть, например, по фокусировке лазерного излучения. Для этого нужна очень большая антенна. К тому же она быстро разогревается и искажает лучевое излучение, что делает малоэффективным применение системы. Впрочем, в перспективе размещение лазеров в воздухе или космосе даст очень большой эффект в области противоракетной или противоспутниковой обороны.
Американцы, собственно, это уже доказали в августе 2009 года, когда модифицированный самолет Boeing 747-400F с установленным химическим лазером ABL поднялся в воздух с базы Эдвардс и за две минуты поразил баллистическую ракету, запущенную с острова Сан-Николас, расположенного примерно в 300 километрах от базы ВВС. Потом американцы еще трижды повторяли этот эксперимент, поражая жидкостные и твердотопливные баллистические ракеты, уничтожая наземные движущиеся цели.
Впрочем, особого оптимизма военные по этому поводу не испытывают. Так, в ходе заседания комитета палаты представителей по делам Вооруженных сил (HASC) США, зампред HASC Майкл Тернер спросил главу ВВС США, увеличится ли интерес Военно-воздушных сил к лазерным системам после недавнего успешного испытания ABL. Тот назвал испытание "блистательным техническим достижением", однако отметил, что эта система не является пригодной для использования. В итоге программа ABL была фактически свернута: из семи запланированных к закупке Boeing 747-400F было куплено только две машины. И это несмотря на то, что мегаваттный химический ABL является самым мощным опытным образцом боевого лазера.