Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Tasnim сообщило об определении точного места жесткой посадки вертолета Раиси
Мир
Шор обвинил власти Молдавии в намерении завысить цены на газ в стране
Мир
Посольство РФ призвало россиян в ДР Конго не посещать центр Киншасы после мятежа
Мир
В Иране совершил жесткую посадку вертолет, перевозивший президента Раиси
Мир
Глава МВД Ирана назвал предварительную причину жесткой посадки вертолета с Раиси
Мир
Глава МО Британии назвал причину отказа ФРГ передать Taurus Украине
Мир
Министр обороны Великобритании обеспокоился союзом России и Китая
Мир
Теннисистку Джорджи обвинили в краже мебели на €100 тыс. с виллы в Италии
Спорт
Капитан «Спартака» Джикия сыграл свой последний матч за клуб
Мир
СМИ сообщили о ликвидации лидера мятежников в Конго
Политика
Лавров заявил об отсутствии на Западе опирающихся на факты политиков
Мир
Захарова назвала цель приглашения Макрона в Грузию
Мир
Немецкий депутат предрекла падение ФРГ в пропасть из-за помощи Украине
Происшествия
Четыре украинских беспилотника сбиты над Белгородской областью
Мир
Байден и Трамп оскорбили друг друга на предвыборных мероприятиях
Мир
Военные в ДР Конго заявили о предотвращении попытки госпереворота
Мир
Короля Саудовской Аравии обследуют врачи из-за температуры и болей в суставах

Война для мальчишек

В рамках Московского кинофестиваля состоялась гала-премьера картины "Брестская крепость". Генеральный продюсер - Игорь Угольников, режиссер - Александр Котт, совместное производство "Централ Партнершип" и "Беларусьфильма". В главных ролях Андрей Мерзликин, Александр Коршунов, Павел Деревянко. Это заключительное масштабное киновысказывание о войне в год юбилея Победы ("Сталинград" Федора Бондарчука - дело будущего), и судьбу "Брестской крепости" можно предречь счастливую. Никто не назовет этот фильм спорным. Спорить тут не о чем
0
Различные сюжетные линии "Брестской крепости" объединяются общим героем - Сашей Акимовым (Алеша Копашов)
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В рамках Московского кинофестиваля состоялась гала-премьера картины "Брестская крепость". Генеральный продюсер - Игорь Угольников, режиссер - Александр Котт, совместное производство "Централ Партнершип" и "Беларусьфильма". В главных ролях Андрей Мерзликин, Александр Коршунов, Павел Деревянко. Это заключительное масштабное киновысказывание о войне в год юбилея Победы ("Сталинград" Федора Бондарчука - дело будущего), и судьбу "Брестской крепости" можно предречь счастливую. Никто не назовет этот фильм спорным. Спорить тут не о чем.

Прокат сейчас обсуждать не будем. Вряд ли "Брестской крепости" светят бокс-офисные рекорды, но, даже если наша публика, эгоистично ограждая себя от всякой боли, вовсе перестанет смотреть кино про войну, снимать его, тем не менее, следует. Так надо. Так - правильно.

Вообще в истории с лентой Котта много правильного. Премьера 22 июня ровно в четыре утра непосредственно на месте великих и трагических событий. Вечером - московский киноцентр "Октябрь". В партере - один из последних ныне живущих защитников Брестской крепости, зал приветствует его стоя. Умненький, тонкий, искренний Андрей Мерзликин (все три качества для человека актерской профессии уникальны) находит на сцене нужные слова и тем выручает довольно вялую экспликацию. Все хорошо.

Сам по себе фильм сделан добросовестно, старательно, аккуратно. Он не противоречит книге Сергея Смирнова и должен понравиться ветеранам, в том числе - ветеранам НКВД, потому что здесь есть мудрый капитан с малиновыми ромбами. Это тоже правильно и справедливо, ибо хватит уже мазать дегтем целую службу. Кроме того, в "Брестской крепости" много героизма - того беспримесного героизма, по которому в последнее время так скучают пресса и общественность. Простых, "бытовых" героев, людей, переживших то, что мы не в состоянии даже вообразить, для национальной гордости, как выяснилось, маловато. По данной причине пострадал "Поп" Хотиненко - отца Александра Ионина, сыгранного Маковецким, записали в коллаборационисты. За "нехватку героизма" били и продолжают бить "Предстояние", хотя Михалков показал очень важную, на мой взгляд, вещь: из какого сора могут вырасти герои. Не сомневаюсь, что стукачка-пионервожатая Люба Ковко окупит свои грехи страшной ценой. И на смерть за Родину пойдет с той же безоглядностью, с какой разоблачала лучшую подругу. Война производит героев из самого разного человеческого материала - это очень важно. Это, как ни странно, надежда для нас, героями не родившихся.

В "Брестской крепости" все проще. Никаких метаний. Никаких - за редким исключением - моральных ошибок (исключения быстро исправляются). Каждый помнит свой долг, каждый, начиная с воспитанника музучилища Сашки Акимова, - боец без страха и упрека. Самое поразительное, что без страха.

Я бы сказала, что "Брестская крепость" - это советский (в хорошем смысле слова) взгляд на войну, если бы жизнь очевидно не забивалась здесь спецэффектами. Вся энергия ушла в батальные сцены, стрелялки и грохоталки, которые с определенного момента (фильм-то долгий, два двадцать) смотрятся как смена узоров в калейдоскопе. Человеческие сюжетные линии набросаны схематично, характеры выписаны и сыграны небогато. Проблема еще и в том, что у Котта снималось много хороших актеров, но ни одного по-настоящему крупного - не к кому прикипеть душой. А тем, кто полгода назад наблюдал Павла Деревянко на экране в роли стриптизера, потерявшего фаллос, очень трудно воспринимать его же как защитника Брестской крепости. Думайте, господа актеры, когда и в чем соучаствовать, а когда и от чего воздержаться. Выбор сейчас невелик, но все-таки - думайте. Выстраивайте карьеру с умом.

%%VYNOS1%%"Брестскую крепость" можно - и даже следует - показывать детям, особенно мальчишкам. Воспитательный эффект гарантирован. К финалу вообще создается впечатление, что целевая аудитория Котта и Угольникова - именно подростки. Для взрослых зрителей в этом фильме не хватает главной составляющей - нового слова о войне. А оно должно быть произнесено, причем как можно быстрее, пока Великая Отечественная не стала для нас чем-то далеким и отвлеченным - вроде 1812 года или Полтавской битвы. Мы не располагаем временем для повторов пройденного. В этом смысле "Брестская крепость", конечно, выстрел "в молоко", забивание темы. Колышек поставили, участок заняли, а дом так и не построили.

Искать новое слово трудно. Озвучивать его рискованно, ибо желающих слышать не так уж много. Но попытки - вслед за "Предстоянием" и "Попом" - будут предприниматься обязательно. Мы не можем уступить свою историческую фору, о которой так ясно и с такой болью свидетельствует, скажем, Клод Лелуш в "Женщине и мужчинах", открывавших ММКФ-2010. Талантливые, милые, искренние вариации на тему Life is a cabare показали вдруг, что Вторая мировая нанесла Европе тяжелейшую моральную контузию. Люди, способные мыслить, ищут оправданий: зачем это было?! - и не находят. Одни части будущего Европейского союза по мере сил сопротивлялись (или не сопротивлялись) другим. "Защита Отечества" - понятие, которое исчезает при глобализации, и это куда более серьезная потеря, нежели нивелирование национальной кухни.

Нам, слава Богу, не приходится доказывать, что и мы тоже воевали. У России нет женского комплекса войны, комплекса жертвы изнасилования - наша война по духу была мужской. Легендарная надпись в Брестской крепости "Умираю, но не сдаюсь" по многим странам Европы звучала зеркально: "Сдаюсь и не умираю". Это выгодно и разумно - с человеческой точки зрения, но не в исторической перспективе.

Фильм Лелуша во многом - про войну человека с самим собой. Кто проигрывал ее во Франции - сдавал соседей в гестапо за швейную машинку. Кто проигрывал в России - воровал хлебные карточки. Кто проигрывает сейчас - дерет втридорога с пассажира, чудом уцелевшего при взрыве в метро... Как сохранить человеческое в человеке - особенно при экстремальных обстоятельствах? У Лелуша дикостям войны противостоят радости цивилизации: музыка, любовь, свободный секс. Его герои опираются только на себя. Но очень трудно оставаться человеком, если вся твоя сила - в тебе самом. "Война ужасна, бессмысленна и никому не нужна" - об этом фильм "Женщина и мужчины". "Война ужасна, однако и она может быть спасительной", - в год 65-летия Победы об этом впервые заговорили с киноэкрана.

Не хотите спасения, оплаченного такими жертвами, - не будьте самонадеянны. Помните, как балаболит - едва ли не от лица целой страны - герой Дюжева: "Какая война? Наши уже в Берлине!". 22 июня 1941 года планировалось взорвать храм Рождества Богородицы в Путинках - "нашу" церковь, рядом с "Известиями". Я не говорю, что именно она Где-то Кому-то была дороже тысяч разрушенных до того храмов. Просто - последняя капля... Для народа, который забыл о Боге, самое грозное - что Бог никогда не забудет о нем. "Брестская крепость" не наводит на подобные мысли. И к лучшему. Судьба этого фильма наверняка сложится благополучно. Никто не объявит ему войну.

Комментарии
Прямой эфир