Начало мозга

Есть ли на свете что-либо более живучее и опасное, чем завладевшая человеком навязчивая идея? Можно ответить "нет" сразу, а можно - потратив два с половиной часа на просмотр новой картины Кристофера Нолана, которая с необычайным успехом стартовала в Америке ($62,8 за первый уикенд), а теперь выходит на наши экраны.
Российские прокатчики любят придумывать зарубежным фильмам новые, "завлекательные" названия, но в данном случае особо мудрить не стали, переведя слово Inception буквально - "Начало". И таким образом обрекли всех, кто будет искать информацию в Рунете, на то, что помимо новейшего фильма Нолана в ссылках появится давняя, ставшая уже классикой картина Глеба Панфилова.
Между тем применительно к фильму Нолана (автору "Помни", "Бессонницы", "Престижа", "Бэтмена. Начало" и "Темного рыцаря) куда больше подходит второе значение слова Inception - "отправная точка". Потому что вопрос "Что есть отправная точка реальности - сон или явь?" - именно тот, на который герой Леонардо Ди Каприо ищет ответ на протяжении всей картины. А к финалу все-таки оставляет зрителей в замешательстве.
Ди Каприо играет персонажа по имени Кобб - блестящего архитектора, умеющего залезать в чужие сны и похищать из подсознания человека любые мысли. Естественно, этот его дар используется промышленными разведками всех стран мира и щедро вознаграждается. Постепенно мы понимаем, что как архитектор, проектировавший собственную жизнь, Кобб наделал немало ошибок, а потому собственное его подсознание - субстанция весьма уязвимая и опасная.
Персонажи из нашего прошлого, перешедшие в подсознание, - тема, хорошо знакомая по "Солярису", и по большому счету Нолан ничего не добавил к тому, что сказал Тарковский. Чувство вины, которое испытывает герой Баниониса по отношению к Хари, сродни тем мукам, что переживает герой Ди Каприо. Его супруга, которая постоянно и непредсказуемо появляется в его снах, нарушая детально продуманную схему действий, покончила с собой. И без косвенной вины Кобба дело, конечно же, не обошлось.
Но в отличие от Тарковского Нолан снимает триллер и экшн, а значит, все философические выкладки должны сопровождаться стрельбой, погонями, спецэффектами и по возможности неожиданными поворотами сюжета. И погони, и перестрелки, и фон, на котором они происходят, - самого высшего качества. С неожиданностью - хуже, поскольку вычислить, к чему клонит Нолан (а он - и режиссер, и автор сценария), не составляет особого труда. Честно говоря, вся эта как бы интеллектуальная вампука могла бы оказаться чудовищно надоедливой, если бы не главный нолановский козырь - актеры. Помимо Ди Каприо здесь собрана интернациональная команда, за игрой которой не устаешь следить все два с половиной часа. Кстати, в этой команде шесть номинантов на "Оскара" и два его обладателя.
Из всей "группы сопровождения" главного героя я бы выделила молодую британскую театральную звезду - Тома Харди. Он играет человека, который может заставить поверить кого угодно во что угодно и удивительным образом сочетает в себе невозмутимость с пассионарностью, а благородство с цинизмом. Недаром в прошлом году Variety поместил Харди в список десяти актеров, за которыми стоит следить особо внимательно. После "Начала" он, несомненно, войдет в самый первый ряд голливудских звезд.
Ближайшего помощника Кобба играет Джозеф Гордон-Левитт, блистательную студентку архитектурного факультета, которую Кобб вербует в свою команду, - известная нам по "Джуно" Эллен Пейдж. Главного объекта эксперимента, наследника громадной финансовой империи, в сознание которого надо внедрить идею разрушить эту империю, - Киллиан Мёрфи, с которым Нолан работал еще на "Бэтманах". Отца Кобба, а может быть, отчима, или свекра - так до конца и неясно, - Майкл Кейн, жену - французская актриса Марион Котийяр, прославившаяся на весь мир в 2007 году ролью Эдит Пиаф. Забавно, что именно песню Пиаф герои используют в качестве позывных, но режиссер уверяет, что это просто совпадение.
Особый шик "Начала" - игры с относительностью времени: когда мгновение во сне кажется часами реально прожитой жизни. Правда, в этих играх режиссер под конец, похоже, и сам запутался, но зато прием, когда всю третью часть фильма микроавтобус в замедленной съемке падает с моста, а в сновидческой плоскости за это же время происходит целое взятие "снежного городка", этот прием работает на все сто.
Есть в фильме и еще один приятный момент, особенно для наших безутешных борцов с коррупцией. Оказывается, если вы гражданин США и у вас серьезные проблемы с законом (настолько серьезные, что тянут на пожизненное), то телефонный звонок очень богатого и влиятельного человека способен их в одну секунду решить. А мы-то думали, что там все иначе...