Новости, деловые новости - Известия
Четверг,
26 мая
2016 года

Обзор зарубежного законодательства, регулирующего проведение публичных собраний и шествий граждан (часть 2)

Закон о собраниях предусматривает уголовное наказание за вызов или провоцирование массовых беспорядков, и даже за намерение осуществить такое деяние. Согласно §23 закона уголовной ответственности подлежат лица, призывающие проводить или продолжать запрещенное мероприятие

Часть 1

Закон о собраниях предусматривает уголовное наказание за вызов или провоцирование массовых беспорядков, и даже за намерение осуществить такое деяние. Согласно §23 закона уголовной ответственности подлежат лица, призывающие проводить или продолжать запрещенное мероприятие: "Тот, кто публично, на собрании или путем распространения письменных материалов, носителей звуковой и оптической информации, рисунков или иных изображений призывает к участию в публичном собрании или демонстрации и шествии после того, как был вынесен запрет на их проведение или было принято постановление о роспуске, наказывается лишением свободы сроком до одного года или денежным штрафом".

Закон предусматривает уголовную ответственность организаторов массовых собраний, демонстраций за привлечение к организации мероприятия граждан, имеющих при себе оружие либо другие предметы, специально приготовленные для использования в качестве оружия. Следует отметить, что законодательство Германии предусматривает уголовную ответственность руководителей публичных мероприятий, в случае, если фактическое проведение мероприятия существенно отличается от изложенного в поданной заявке или при явном невыполнении своих обязанностей; организацию и последующее проведение мероприятия, несмотря на вынесенный запрет компетентных органов, проведение мероприятия без подачи заявки.

В ФРГ наказанию подлежит лицо, которое: имеет при себе оружие или предметы, которые по их характеристикам пригодны и предназначены для причинения телесного повреждения лицам или повреждения имущества; проводит собрание или демонстрацию существенно иначе, чем указали организаторы в заявке или не выполняет возложенных на него обязанностей; являясь ответственным за мероприятие, несмотря на его отмену или временное прекращение, продолжает проведение или проводит мероприятие без уведомления; нарушает порядок ношения униформы на указанных мероприятиях; принимает участие в массовых мероприятиях, проведение которых запрещено; не покидает незамедлительно по требованию полиции место мероприятия несмотря на его отмену; нарушает ход массового мероприятия; намеревается воспрепятствовать или сорвать либо иным способом не допустить проведение незапрещенного мероприятия и с этой целью применяет насилие или угрозы или вызывает серьезные беспорядки; оказывает сопротивление с использованием силы или угрозы ее применения в отношении ее руководителя или организатора собрания или демонстрации, или нападет на них с применением силы во время правомерного осуществления ими своих полномочий; является руководителем массового мероприятия и отказывается допустить на него полицию или не предоставляет полиции достаточно места. Лицо, виновное в перечисленных нарушениях, карается лишением свободы на срок до трех лет или штрафом.

УК ФРГ в §125 "Нарушение мира (спокойствия) в регионе" определяет: "кто совершит насильственные действия против людей или имущества, или угрозу насилием людям, выступая в составе толпы, совместные силы которой угрожают общественной безопасности, и при этом совершает указанные действия как исполнитель или соучастник, либо кто активно демонстрирует свою готовность к подобным действиям, - наказывается лишением свободы на срок до трех лет или штрафом, если содеянное не наказывается более строго по другим предписаниям уголовного закона". Поправками 1987 года предусмотрено уголовное наказание за маскировку лица - лишение свободы на срок до 1 года. В 1989 году в ФРГ вступил в силу закон о борьбе с терроризмом, предусматривающий уголовное наказание за поведение во время демонстраций и митингов: ношение спрятанного оружия, маскировку своей внешности, использование защитных шлемов и щитов.

Следует добавить, что Федеральный Закон ФРГ "О собраниях и шествиях" не только регламентирует порядок организации и проведения публичных мероприятий, но и обеспечивает защиту прав лиц, участвующих в их проведении. Так, например, согласно Федеральному закону "О собраниях" "…тот, кто с намерением воспрепятствовать, или сорвать, или иным образом не допустить проведения незапрещенного собрания или демонстрации предпринимает любые, в том числе ненасильственные, действия, или угрожает демонстрантам, или вызывает серьезные беспорядки, наказывается денежным штрафом или лишением свободы на срок до 3-х лет. Кроме того, Закон устанавливает уголовную ответственность за применение угроз или физического насилия в отношении руководителя демонстрации при правомерном осуществлении им своих функций. В то же время законодательство Германии не запрещает отдельным лицам проводить публичную агитацию против разрешенных властями публичных мероприятий.

Франция

Основным законодательным актом, устанавливающий порядок проведения демонстраций, является Декрет-Закон 1935 года с изменениями 1960 и 2000 годов . Статья 1 Декрета-Закона требует: "О каждом собрании, шествии, манифестации и т.д. в общественном месте должно быть в обязательном порядке сделано предварительное уведомление". Согласно статье 2 Декрета-Закона, "заявление представляется в мэрию коммуны или же в мэрии разных коммун на территории, где должна пройти манифестация, по крайней мере, за три полных дня и не более чем за пятнадцать дней до проведения манифестации. В Париже и для коммун департамента Сены заявление делается в префектуре полиции". В тех коммунах, где нет своей местной полиции, а есть и действуют подразделения Национальной полиции, уведомление направляется префекту или супрефекту.

В уведомлении указываются имена и адреса организаторов демонстрации, подписывается оно не менее, чем тремя организаторами демонстрации, проживающими на территории того департамента, где будет происходить демонстрация. Кроме того в уведомлении сообщаются цели демонстрации, место, время и дата ее проведения, а также планируемый маршрут движения, если предполагается шествие, и ожидаемое число участников. Лицу, вручающему уведомление, немедленно выдается расписка в его получении соответствующим органом.

Во Франции действуют специальные нормативные акты, определяющие скопления народа, не являющиеся демонстрациями. В УК Франции (Отдел II, ст. 431-3) конкретизировано, что считать "сборищем".

 "Сборищем является любое скопление людей на каком-либо общественном пути или в каком-либо общественно месте, способное нарушить общественный порядок. Сборище может быть рассеяно публичными силовыми ведомствами после двух требований разойтись, оставшихся без результата, исходящих от префекта, супрефекта, мэра или одного из его заместителей, любого должностного лица судебной полиции, ответственного за общественную безопасность или любого другого должностного лица судебной полиции, имеющего знаки отличия соответствующие его полномочиям" . При этом число собравшихся лиц, а также признаки "возможности нарушить общественное спокойствие" в статье не указываются.

Умышленное продолжение участия в сборище после требований разойтись (даже для тех, кто не имеет при себе оружия) грозит тюремным заключением сроком на один год или эквивалентным денежным штрафом. Для вооруженных людей само участие в сборище наказывается тремя годами тюремного заключения, умышленное продолжение такого участия после требований разойтись увеличивает этот срок до пяти лет.

Вооруженными сборища считаются в тех случаях, если: а) один из участников имеет оружие, явно видимое и распознаваемое; б) многие участники имеют спрятанное оружие или предметы, которые могут служить оружием или специально принесены в этих целях. Если оружие явно и распознаваемо, никакие возражения, оправдания и протесты участников полицией не принимаются; правило "если участники терпят в своих рядах вооруженного человека и не прогоняют его - сборище является вооруженным" является нормой.

Если же оружие или предметы, его заменяющие, были спрятаны и участники не могли их видеть, но, тем не менее, обнаруживается, что два или более участников имеют оружие или предметы, его заменяющие, полиция изымает их и требует подробных объяснений. Тщательное выяснение обстоятельств появления оружия (или предметов, его заменяющих) и намерений его владельца необходимо в случае, если полиции придется в суде защищать свое решение о признании сборища вооруженным.

Провоцирование вооруженного сборища (т.е., призывы к нему в устной форме или выразившиеся в расклейке либо в любой форме распространения листовок, текстов, изображений) также карается одним годом тюремного заключения. Если же подобная провокация привела к результату (форма этого результата Кодексом также не конкретизируется), то предельная планка срока заключения повышается до семи лет.  

Демонстрация или манифестация, о которой не было предварительного уведомления, либо запрещенная (в порядке, установленном законом) демонстрация в случае ее проведения, либо предоставление неполного или неточного заявления, способного ввести в заблуждение относительно цели и условий предполагаемой манифестации – наказываются шестью месяцами тюремного заключения.

Практически оформление заявки в полиции заключается в заполнении специального бланка-декларации о манифестации, который заполняется организаторами мероприятия. Он содержит выдержки из статей 104 и Д4-Д7 Кодекса о наказаниях, а также текст следующего содержания: "Подписавшиеся заявляют о наличии у них возможностей обеспечить мирный характер манифестации и будут использовать все средства для ее спокойного прохождения вплоть до полного окончания. Им объявлены законы и акты, относящиеся к собраниям и сборищам, вооруженным и насильственным".

Во Франции префект полиции (так же как и мэр города) может запретить любую демонстрацию, если, по его мнению, она представляет опасность для государства. Без разрешения названных должностных лиц (без их визы) манифестация представляет собой "толпу", "скопление народа", "сборище" и полиция вправе действовать по своему усмотрению.

Полиция Франции имеет право предъявить собравшимся требование о том, чтобы они разошлись, а также сделать предупреждение о том, что в противном случае будет применена сила. Такое предупреждение может быть сделано в форме: словесного обращения: "соблюдайте закон, разойдитесь"; звуковых сигналов трубы или барабанной дроби; прерывистого красного светового сигнала; запуска красной ракеты (или красного дыма).

Первое предупреждение, согласно статье Д6 Кодекса о наказаниях (Декрет 1960 года), дается следующим образом. По громкоговорителю объявляется: "Первое предупреждение. Будет применена сила". Одновременно подаются названные звуковые или световые сигналы. Второе предупреждение делается, если первое не возымело результата, и является последним предупреждением. По громкоговорителю объявляется: "Второе предупреждение. Будет применена сила" (подаются те же звуковые или световые сигналы). Иногда в преддверии применения силы второе предупреждение повторяется.

Статья 431-3 УК Франции оговаривает два случая, когда полиция может применить силу непосредственно (без предварительного предупреждения): а) насильственные действия направлены против представителей органов правопорядка; б) органы охраны правопорядка не в состоянии иначе защитить территорию, которую они занимают.

Главная задача представителей органов власти (полиции) состоит в том, чтобы предупреждения были вовремя услышаны и поняты. Решения Кассационного суда Франции 1954 года уточняют, что полиция всегда обязана объявлять требование "разойтись" для того, чтоб сборище попало под действие закона. Только в случае отказа участников подчиниться требованию разойтись возникает состав правонарушения .

В законодательстве также закреплен перечень лиц, правомочных давать указание разойтись. Это мэры городов и провинций, префекты и комиссары полиции либо сотрудники судебной полиции, которые перед тем, как сделать предупреждение, должны назвать себя и свою должность во всеуслышание по громкоговорителям. Кроме того, закон обязывает представителей власти, находящихся в штатской одежде, в качестве отличительного знака надевать поверх одежды, через плечо, ленту цветов национального флага Франции.

Кодекс о наказаниях дает следующее определение незаконного собрания и условий его роспуска: "Незаконное собрание - это любое собрание людей в общественном месте или в любом месте, которое открыто для доступа общественности, когда такое собрание повлечет за собой нарушение общественного спокойствия. Незаконное собрание может быть прекращено правоохранительными органами после того, как участники не отреагировали на два приказа о прекращении собрания, которые были отданы префектом, или его заместителем, или мэром, или его заместителем, или любым сотрудником судебной полиции, отвечающим за общественную безопасность, или любым другим сотрудником судебной полиции, который имеет личный опознавательный знак" .

Великобритания

До 1986 года основным актом, регулирующим вопросы обеспечения общественного порядка при проведении массовых мероприятий (митинги, демонстрации, процессии) оставался закон об охране общественного порядка (Public Order Act) 1936 года. В 1986 году закон был принят в новой редакции , подробно регламентирующей проведение митингов и демонстраций, определяющей возможные правонарушения и ответственность за них. На основании этого закона проведение уличных демонстраций и митингов допускается только после получения официального разрешения полицейских властей.

Согласно ст. 2 данного Закона организаторы планируемых массовых мероприятий не менее чем за 6 рабочих дней обязаны обратиться в полицейский участок по месту проведения намеченного мероприятия с письменным заявлением, где в обязательном порядке должны быть указаны: дата, место, время проведения публичного мероприятия; предполагаемый маршрут движения участников; фамилии и адреса проживания организаторов. Для проведения публичных митингов эти требования отсутствуют.
Закон об охране общественного порядка различает понятия "публичный митинг" и "публичное шествие". Первый означает "собрание 20 и более лиц в общественном месте, которое полностью или частично находится на открытом воздухе". Второе - в любом общественном месте. В свою очередь, под "общественным местом" законодательство понимает любую дорогу (улицу), любое место, в которое в любое время публика или какая-либо часть ее имеет доступ за плату или бесплатно, как в соответствии с правом, так и в силу предоставленного или подразумеваемого разрешения.

Порядок массовых общественных мероприятий возле Букингемского дворца (резиденция главы государства - британской королевы) регулируется законодательством о центральных лондонских парках.

В законе об охране общественного порядка определено, что если массовое публичное мероприятие носит статичный характер, т.е. совершается без передвижения по улицам, то полиция не может запретить его проведение. За органами полиции сохраняется право - для предотвращения насильственных эксцессов - ставить определенные условия организаторам мероприятия по порядку его проведения, если число предполагаемых участников будет свыше 20 человек.

В случае проведения несанкционированных или запрещенных массовых мероприятий, которые к тому же препятствуют движению транспорта или пешеходов, полиция имеет право самостоятельно принимать меры к их прекращению, вплоть до применения физической силы или специальных средств.

Начальник любого территориального полицейского органа Великобритании, если он считает, что в силу особых обстоятельств существует опасность перерастания массовых мероприятий в беспорядки, может обратиться к местным властям (которым подчиняется полиция) для вынесения запрета на проведение всех массовых мероприятий на срок до 3 месяцев. Министр внутренних дел Великобритании вправе направлять полицейских одного территориального формирования для оказания помощи другим формированиям. В столице министр обладает правом по представлению полиции запретить демонстрацию. В качестве одного из оснований для запрета может служить репутация организатора демонстрации как возмутителя спокойствия.

Кроме того, в период сессий британского парламента (его специальным "сезонным" распоряжением) вводятся ограничения на массовые общественные мероприятия в районе Вестминстерского дворца.

Ряд ограничений установлен и другими законами, в частности, законом, регулирующим трудовые отношения, включая забастовки. Этим законом установлены примерные нормы людей, которые могут принимать участие в массовых манифестациях, проводимых во время забастовок (разрешается выставление в общественных местах не более 5 пикетов из расчета на 100 человек работающих, поскольку пикетирование, проводимое во время забастовки, расценивается законодателем как один из видов демонстраций). Кроме того, законом предусматривается обязательное выделение лиц из числа участников массового мероприятия для выполнения функций распорядителей, поддерживающих постоянные контакты с полицией и обеспечивающих контроль над поведением участников мероприятия, так как по Закону в демонстрациях, шествиях, митингах, пикетировании во время забастовок могут участвовать только члены тред-юнионов, участвующих в забастовке. Участие лиц, не принадлежащих официально к профсоюзу, являющемуся устроителем и организатором забастовки, рассматривается как противозаконный акт, а участники публичных мероприятий считаются нарушителями закона.

Идентичен порядок проведения публичных мероприятий в период забастовок и в других государствах, причем везде этот порядок закреплен на законодательном уровне. Анализ норм, содержащихся в законодательных актах различных государств, позволяет нам сформулировать некоторые выводы относительно порядка организации и проведения массовых выступлений граждан за рубежом.

Актом (законом) об охране общественного порядка 1986 года разделяются "массовые беспорядки" и (немассовые) "насильственные беспорядки". Первые определяются следующим образом: "Если 12 или более лиц применяют или угрожают применить насилие в отношении других лиц или собственности общественного пользования таким образом, что человек, обладающий умеренной твердостью духа, будет испытывать страх за собственную безопасность, то каждый применяющий незаконную силу будет обвиняться в организации массовых беспорядков с назначением наказания до 10 лет тюрьмы". Вторые - это насильственные действия 3 и более лиц, заставляющие других лиц опасаться за свою безопасность. Законом определена ответственность для групп из 3 и более человек в случае совершения противоправных действий или действий, направленных на один и тот же объект. Насильственным признается поведение, направленное как на самих потерпевших, так и на их имущество. Предусмотренное законом наказание - до 5 лет тюрьмы и штрафу в 2 тыс. ф.с. В законе оговорено, что общая цель может предполагаться исходя из поведения нарушителей, а противоправные действия, выражающиеся в учинении беспорядков, являются таковыми независимо от того, совершаются ли они в частном или общественном месте.

Законом также введено понятие "угрожающего поведения" и сформулирован состав нового правонарушения - "поведение, нарушающее общественный порядок". Лицо, которое ведет себя угрожающе, оскорбительно и нарушает порядок в присутствии или в пределах досягаемости слуха другого лица и причиняет ему тревогу, беспокойство и страдание, признается виновным в совершении данного правонарушения и наказывается штрафом до 400 ф.с.

В том же законе указано, что любое лицо, организующее шествие, считается виновным в нарушении закона, если не были выдержаны установленные сроки уведомления, дата, время или маршрут проведения шествия, указанные в уведомлении, а организация запрещенного шествия рассматривается в качестве преступления и наказывается тюремным заключением на срок до трех месяцев или штрафом. Аналогичные санкции применяются и к любому участнику публичных шествий.

По английскому законодательству правонарушением считается, если любое лицо, находясь на разрешенном публичном митинге, действует противозаконным образом с целью недопущения урегулирования спора, для которого был созван митинг, а также подстрекательство к таким действиям.

Япония

Конституция Японии (статья 21) гарантирует "свободу собраний и объединений, а также свободу слова, печати и всех иных форм выражения мнений". Порядок реализации этих прав на практике определяется так называемыми "Положениями", которые разрабатываются и утверждаются территориальными органами власти в каждом отдельном районе страны. Содержание "Положений", действующих в отдельных районах Японии однотипно. Соответствие "Положений" конституции Японии устанавливается решением Верховного суда.

Например, статья 1 "Положения о проведении митингов, групповых шествий и демонстраций" префектуры Токио (от 1950 года с поправками 1954 года) гласит: "В случае намерения провести митинг или шествие на дороге или в другом общественном месте, либо в случае намерения провести демонстрацию, независимо от ее места, необходимо разрешение Токийского комитета общественной безопасности". Согласно статье 2, заявление о разрешении "подается от индивидуального организатора или представителя группы в трех экземплярах за 72 часа до проведения митинга, группового шествия или демонстрации с указанием дня и часа их проведения". В заявлении указывается: 1) адрес и имя организатора; 2) в случае, если местожительство организатора находится в районе, отличном от того, где проводится манифестация, необходимо указать точный адрес и имя представителя организатора, проживающего в районе проведения манифестации; 3) день и час проведения мероприятия; 4) маршрут, место и схема проведения; 5) наименование организаций, намеревающихся принимать участие в манифестации, адреса и имена их представителей; 6) число участников; 7) цель и наименование манифестации .

По отношению к стихийным (незапланированным) массовым выступлениям позиция японских властей противоположна германской. Стихийные массовые выступления, по их мнению, не являются неотъемлемой составной частью волеизъявления граждан, поэтому их запрет не может рассматриваться как ограничение гарантированных японской конституцией свобод. Поэтому органам полиции дано право пресекать стихийные массовые манифестации, а их участники за нарушение общественного порядка могут быть привлечены к суду. Разрешенные демонстрации (в том числе, сидячие) в Токио обязательно проходят в сопровождении нарядов полиции.

В Японии собрания, митинги, демонстрации, а также иные массовые мероприятия проводятся только с разрешения органов публичного управления. В случае возникновения обстоятельств, существенно затрудняющих обеспечение общественного порядка в районе проведения массового мероприятия, органы управления наделены правом отменить свое решение о разрешении проведения демонстрации либо выдвигать дополнительные условия об изменении даты, места, времени, маршрута демонстрации, обязаны заблаговременно известить об этом организаторов мероприятия.

В случаях подачи организаторами публичного мероприятия умышленно искаженных сведений о планируемом ими мероприятии или о лицах, в нем участвующих, либо проведения мероприятия с нарушением ранее оговоренных условий организаторы (руководители) манифестации могут быть привлечены к уголовной ответственности, которая может состоять в виде штрафа до 50 тысяч иен (около $500) либо одного года принудительных работ или тюремного заключения на тот же срок. В то же время местным органам власти и служащим полиции запрещено осуществлять контроль над политическими движениями, а также подвергать цензуре и оценке содержание печатных изданий, транспарантов, плакатов и листовок, используемых участниками публичных мероприятий.

Согласно японским законам, лица, нарушившие любое из условий проведения демонстрации, немедленно подвергаются аресту. Согласно действующим и в настоящее время законам 1907 и 1908 года (Глава 8, статьи 100 и 107), предусматривается уголовная ответственность за осуществление насилия или угрозы насилия собравшейся толпой, а также за невыполнение приказа разойтись, отданного должностным лицом не менее трех раз

Швеция

В соответствии с конституцией Швеции (ст.14) проведение собраний и демонстраций относится к основным правам и свободам граждан страны. Эти права охраняются и гарантируются законом, согласно которому свобода собраний и демонстраций может ограничиваться лишь в интересах государственной безопасности, порядка и безопасности на собраниях и демонстрациях, а также в интересах уличного движения или противодействия эпидемиям.

Основными нормативными актами, регулирующими действия органов исполнительной власти, в частности, полиции, по обеспечению данных прав и свобод, а также контроля над их обеспечением, являются закон о полиции 1984 года № 387, закон об общественных собраниях 1956 года № 618, а также Устав общественного порядка № 617. Наряду с этими законами, действует целый ряд других нормативных актов и служебных инструкций, уточняющих и конкретизирующих названные законы .

Для проведения демонстрации, митинга или другого вида общественного собрания численностью более 15 человек необходимо получить разрешение от полицейских властей основного, низшего звена, которым организаторы мероприятия подают заявление не позднее, чем за 7 дней до его проведения (§5 закона №618). В заявлении должны содержаться сведения об организаторах, времени и месте собрания, его характере и организационных формах, включая необходимые меры безопасности и порядка проведения.

Важно, однако, то, что если митинг или демонстрация будут разогнаны полицией в связи с нарушением закона (возможная угроза государству, нарушение общественного порядка и т.п.), то в будущем просьбы организатора данного собрания о разрешении проведения нового мероприятия будут рассматриваться более тщательно, либо вообще будут отклонены.

Зная численность участников массового мероприятия, полицейские власти Швеции предпринимают меры, обеспечивающие контроль над развитием событий: ограждения, сопровождение колонны пешими и конными полицейскими, сосредоточение в узловых пунктах резервных сил, автомашин, снабженных различной аппаратурой и т.п.

Решение о вмешательстве полиции в актуальной ситуации принимается главой полицейского участка, который опирается на §§10-12 закона об общественных собраниях. В §§13-16 указывается способ обжалования действий полиции и губернского управления по выполнению данного закона, а также виды санкций против полицейских-нарушителей. В законе о полиции 1984 года специально подчеркиваются общие принципы действий полиции: вмешательство полиции не должно создавать большего беспорядка, чем тот, против которого оно применяется.

Уголовный кодекс Швеции, действующий с 1965 года, в главе 16 определяет преступление против публичного порядка. В статье 1 говорится: "если толпа людей нарушает общественный порядок, показывая намерение использовать групповое насилие против публичной власти или иным путем принудить к чему-либо или воспрепятствовать применяемым мерам, не расходится, когда власти приказывают это сделать, то подстрекатели и руководители должны быть приговорены к тюремному заключению на срок не более 4 лет, а другие участники действий, предпринятых толпой, к уплате штрафа или к тюремному заключению на срок не более 2 лет за заговор". Ответственности за заговор подлежат подстрекатели организаторы, а также активные участники предпринятых толпой действий, если она с намерением, указанным в статье 1, переходит к совершению группового насилия в отношении людей или имущества, независимо от того, делается ли это в присутствии властей или нет (статья 2 УК). Согласно статье 6 УК "лицо, публично распространяющее ложный слух или другое не соответствующее истине утверждение, способное создать опасность публичному спокойствию, порядку или безопасности, должно быть приговорено к уплате штрафа или к тюремному заключению на срок не более 2 лет".

Италия

Согласно Конституции Италии граждане имеют право собираться мирно и без оружия (ст. 17). Для собраний, включая собрания на местах, открытых для публики, предварительного уведомления не требуется. О собраниях в общественном месте необходимо предварительно уведомить власти, которые могут их запретить только по соображениям безопасности и общественного порядка. Порядок организации и подготовки митингов и демонстраций регулируется в Италии законом об охране общественного порядка 1975 года. Организаторы любой публичной манифестации или собрания в Риме обязаны минимум за 3 дня до их проведения подать в местное полицейское управление письменное уведомление, в котором должны быть указаны характер манифестации, ее цели, время и место проведения, состав и число участников.

По итальянскому законодательству начальник полицейского управления имеет право внести в организацию мероприятия изменения или ограничения относительно времени, места, маршрута и т.п., а также вовсе его запретить "в интересах безопасности и поддержания общественного порядка".

Согласно итальянскому законодательству, в случае проведения манифестации без предварительного уведомления полиции или же запрещенного массового мероприятия, ответственные за это лица подвергаются аресту, а затем привлекаются к суду. Начальник полиции своей властью может распустить незаконное собрание, а при необходимости и применить силу.

В Италии, лица отказывающиеся подчиниться приказу полиции о прекращении демонстрации, подвергаются наказанию в виде лишения свободы на срок от 1 месяца до 1 года и обязаны заплатить крупный штраф.

Швейцария

Законодательством Швейцарии, в принципе, защищены все средства выражения мнения - устные и письменные сообщения, плакаты, носители для хранения аудиозаписей, кинофильмы, карикатуры, сообщения в Интернете. Однако защищена не вся "символическая речь". Так, Федеральный верховный суд постановил, что адвокат, подвергнутый дисциплинарным санкциям за то, что покинул зал суда в знак протеста против ведения дела судьей, не может ссылаться на право свободы выражения мнения. Кроме того, статья 261.1 Уголовного кодекса определенно запрещает высказывания, призванные унизить других людей или возбудить против них ненависть по причине их расы, национальности или вероисповедания.

Со свободой выражения мнения тесно связана свобода собраний и объединений. Свобода собраний в швейцарской законодательной традиции заключается в том, что каждый имеет право организовывать собрания, участвовать в собраниях или не посещать их. Право свободы собраний защищает собрания, проводящиеся в закрытых помещениях и на открытом воздухе, как в частных, так и в публичных местах, то есть, в местах, куда открыт доступ широкой публике. Понятие "собрания" охватывает все возможные формы собрания людей вместе для какой-либо определенной цели и их взаимодействия друг с другом. Однако случайные "сборища" людей - например, вокруг места происшествия - не образуют "собрания".

Собрание может происходить в определенном месте или находиться в движении. Во втором случае речь идет чаще всего о демонстрации, при которой люди переходят с одного места в другое. Согласно швейцарскому законодательству, демонстрации, проводимые в местах, открытых для публики, подвергаются более далеко идущим ограничениям по сравнению с манифестациями, проводимыми на частных территориях, поскольку следует принимать во внимание конкретные интересы населения. Возможны ситуации, когда для проведения демонстрации необходимо разрешение. Основания для отказа в разрешении включают свободу других лиц, преобладающие интересы населения в целом (например, когда речь идет о важных территориях, таких как: улицы с высокой интенсивностью движения или территории поблизости от железнодорожных вокзалов) и неизбежная опасность насильственных действий или обязанность властей защитить делегатов конференции. Судебная практика показывает, что свобода собрания и свобода выражения мнения, подобно другим гражданским свободам, не являются просто "негативными" правами, обязывающими власти терпеть определенное поведение, а подразумевают также и "позитивные" обязанности государства, например, открытие демонстрантам доступа в публичные места и защита разрешенных демонстраций от возможных помех.

Литва

Проведение митингов и демонстраций в Литовской республике регулируется законом 1993 года "О собраниях". Организаторы собраний обязаны предоставить органам самоуправления заявление о месте, времени, форме и некоторых других деталях организуемого собрания. Закон предусматривает возможность отказа в выдаче разрешения на проведение собрания в случаях, если в ходе проведения собрания могут быть нарушены безопасность государства или общества, общественный порядок, здоровье или мораль людей, или права и свободы других лиц. Заявление о проведении собрания должно быть рассмотрено, а решение о выдаче разрешения или отказе от разрешения должно быть принято не позднее чем за 48 часов до начала собрания. Отказ выдать разрешение может быть обжалован в суде в течение 10 дней после принятия решения. Суд должен рассмотреть такое заявление не позднее 3 дней.

Заключение

Как видно из приведенного обзора законодательства и правоприменительной практики развитых и демократических стран в области регулирования митингов и демонстраций, базовые положения, имея множество отличий в деталях, совпадают. Это свидетельствует о том, что нормы, выработанные в течение долгих лет практики взаимоотношений власти и общества в сфере обеспечения фундаментальных прав и свобод, обусловлены не столько спецификой отдельных стран, сколько спецификой современного человеческого общества как такового.

Не существует ни одного государства, каким бы демократичным оно не считалось, в котором митинги, шествия или демонстрации могли бы организовываться и проводиться на основе одного лишь формального уведомления. Во всех без исключения странах власти в той или иной форме санкционируют массовое мероприятие, т.е. выдают разрешение. Во всех без исключения странах представленные в уведомлении цели мероприятия, сведения о его организаторах, лозунгах и транспарантах тщательно изучаются с учета личности организаторов, их репутации, анализа явных или скрытых намерений участников.

Требования властей всех цивилизованных государств к манифестантам в подавляющем большинстве совпадают. Всегда необходимо, чтобы организаторы указали цели мероприятия, его сроки, маршруты следования (если мероприятие не является статичным), личные данные, включая адреса, телефоны и предполагаемое местонахождение для оперативной связи с ними.

В большинстве стран существует понятие о "зонах запрета" проведения манифестаций. Чаще всего это правительственные здания, районы, прилегающие к историческим памятникам, парковые зоны, районы усиленного движения. В большинстве случаев признаки места, где проведение массовых мероприятий запрещено в принципе, имеют рациональное объяснение, однако подобные запреты могут носить и традиционный характер.

Конституции демократических государств, как правило, содержат норму, запрещающую законодателям когда-либо принимать законы, ограничивающие свободу слова. Из этого нередко проистекает ложное представление о том, что понятие такой свободы не ограничено никакими условиями. Однако речь о "неограниченности" свободы волеизъявления может идти только в случаях, когда методы ее реализации являются мирными, легитимными и не носят явного антиобщественного характера. Таким образом, содержание соответствующих статей Конституций всех развитых стран предполагает значительную меру условности в случаях, когда говорят о том, что свобода закреплена законодательно и никаким ограничениям не подлежит.

На практике требования законодательства демократических развитых стран мира отличаются значительной (в сравнении с российским) степенью жесткости соблюдения приоритета общественного порядка и детализацией полномочий полиции. Так, в большинстве стран цели манифестации должны быть четко и узко сформулированными, чаще всего в одном и том же мероприятии не имеют права принять участие представители различных движений, либо, если это происходит, они должны подавать на это отдельные заявки, каждая из которых рассматривается самостоятельно и независимо от остальных. Трудно представить себе митинг или манифестацию с таким широким набором требований, обращенных к разным адресатам, как это нередко происходит в России. Невозможно в процессе проведения массовых акций "присоединение" новых требований - это немедленно будет квалифицировано, как нарушение порядка проведения мероприятия.
Законодательства стран Запада требуют не только предоставления информации о целях, маршрутах и составе участников демонстраций, подлежат рассмотрению и данные об их финансировании. То, что демонстрация проводится за счет третьих лиц, должно быть подтверждено соответствующими документами, что налагает определенную ответственность за прохождение мероприятия и его результаты на спонсоров.

В целом, отличительной чертой подхода законодательств развитых стран являются высокие требования к организаторам митингов и шествий. Им дается значительная степень самостоятельности в управлении происходящим, но и их ответственность кратно выше, чем это имеет место в российской традиции. Даже в самых либеральных системах (таких, как шведское законодательство), выработаны нормы, в соответствии с которыми организаторы мероприятий, которые были пресечены полицией, попадают в особый список - в дальнейшем их заявки могут быть не приняты к рассмотрению, иными словами, их права существенно ограничиваются по репутационному признаку. В соответствии с этим, организаторы самостоятельно (и это закреплено в законодательстве) отвечают за порядок во время акций, привлекают помощников, которые обязаны иметь отличительные признаки и брать на себя пресечение мелких конфликтов, следить за тем, чтобы сценарий мероприятия не отклонялся от содержания поданной заявки. Более того, в ряде случаев, при возникновении непредвиденных обстоятельств полиция не применяет каких-либо санкций ни к кому из участников шествия, так как считается, что ответственность целиком и полностью лежит на организаторах.

В то же время, почти всегда (и это широко происходит на практике) полиция имеет право отделять от демонстрации и применять санкции (вплоть до ареста) к тем участникам, которые вносят в мероприятие беспорядок, ведут себя провокационно или угрожающе. В соответствии с реальными условиями, полиция многих стран наделяется полномочиями потребовать изменения маршрута шествия или сократить сроки его проведения, если, по ее оценкам, происходящий сценарий имеет тенденцию перетекания к беспорядкам. Существует также практика введения моратория (на определенный срок) на проведение массовых мероприятий, если в связи с теми или иными объективными условиями возникает опасность выхода ситуации из-под контроля и перехода ее к массовым беспорядкам.

Чаще всего, полиции предоставлены широкие полномочия и право самостоятельно, на месте определять характер своих дальнейших действий, в зависимости от непосредственной картины происходящего. Нередки случаи судебных разбирательств, в которых далеко не всегда те или иные (подчас весьма жесткие) действия полиции удается оправдать. Безусловно, немаловажным фактором здесь является уровень культуры и профессионализма тех, кто призван оперативно реагировать на неустойчивую эмоциональную обстановку массовых мероприятий.

Вообще, весьма взвешенным выглядит принцип, выработанный законодательством Швеции, в соответствии с которым необходимое вмешательство полиции не должно создать большего беспорядка, чем тот, который мог бы возникнуть в результате проведения самого мероприятия, если бы никто его не пресекал.

Для большинства стран мира недопустимой и подлежащей уголовному преследованию считается форма выражения протеста, в том числе, в ходе массовых выступлений, связанная с надругательством над государственным флагом и другой символикой, а также государственными институтами. Так, например, УК Италии за надругательство над флагом республики или другой эмблемой государства предусматривает наказание в виде лишения свободы сроком от 1 до 3 лет (Глава II, статья 292). За поношение конституционных учреждений (статья 290), итальянской нации (статья 291), антинациональную (фактически - антигосударственную) пропаганду (статья 271) предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок, соответственно, от 1 до 6 лет, от 1 до 3 лет и от 1 до 5 лет. В соответствии с УК Австрии, лицо, совершающее враждебные выпады в отношении государства и его символов, подлежит наказанию в виде лишения свободы на срок до 1 года (Глава 14, §248).

Известия // пятница, 10 сентября 2010 года

Обзор зарубежного законодательства, регулирующего проведение публичных собраний и шествий граждан (часть 2)

Закон о собраниях предусматривает уголовное наказание за вызов или провоцирование массовых беспорядков, и даже за намерение осуществить такое деяние. Согласно §23 закона уголовной ответственности подлежат лица, призывающие проводить или продолжать запрещенное мероприятие

скопируйте этот текст к себе в блог:

Новости партнеров


реклама
Закрыть

Цитировать в комментарии
Сообщить об ошибке