Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Песков заявил об отсутствии сроков следующего раунда переговоров с Украиной
Мир
На Западе усомнились в попытках поменять подход Трампа к России
Мир
В Кремле допустили встречу Путина и Зеленского
Общество
Путин упростил получение гражданства РФ жителям Абхазии и Южной Осетии
Мир
В Перу зафиксировали землетрясение магнитудой 5,9
Спорт
Дегтярев обсудил с губернатором Омской области развитие спортивной инфраструктуры
Армия
ВС РФ освободили населенный пункт Александрополь в ДНР
Мир
В Италии призвали Евросоюз создать единое оборонное пространство
Мир
Эрдоган заявил о готовности Турции содействовать переговорам России и Украины
Мир
Ким Чен Ын призвал армию КНДР быть в полной боевой готовности
Мир
Путин обсудил с Токаевым итоги российско-украинских переговоров в Стамбуле
Армия
Средства ПВО уничтожили четыре беспилотника ВСУ над Крымом
Происшествия
Гладков сообщил о последствиях атаки беспилотников ВСУ на Белгородскую область
Общество
Суд арестовал обвиняемого в хищении при строительстве здания для Мариинского театра
Общество
Путин подписал указ о праздновании 300-летия со дня рождения Суворова
Мир
Генсек ООН назвал условие для установления мира на Ближнем Востоке
Мир
Захарова посоветовала Киеву не слушать «натовских советчиков» при урегулировании
Мир
Песков заявил об отсутствии сроков следующего раунда переговоров с Украиной
Мир
На Западе усомнились в попытках поменять подход Трампа к России
Мир
В Кремле допустили встречу Путина и Зеленского
Общество
Путин упростил получение гражданства РФ жителям Абхазии и Южной Осетии
Мир
В Перу зафиксировали землетрясение магнитудой 5,9
Спорт
Дегтярев обсудил с губернатором Омской области развитие спортивной инфраструктуры
Армия
ВС РФ освободили населенный пункт Александрополь в ДНР
Мир
В Италии призвали Евросоюз создать единое оборонное пространство
Мир
Эрдоган заявил о готовности Турции содействовать переговорам России и Украины
Мир
Ким Чен Ын призвал армию КНДР быть в полной боевой готовности
Мир
Путин обсудил с Токаевым итоги российско-украинских переговоров в Стамбуле
Армия
Средства ПВО уничтожили четыре беспилотника ВСУ над Крымом
Происшествия
Гладков сообщил о последствиях атаки беспилотников ВСУ на Белгородскую область
Общество
Суд арестовал обвиняемого в хищении при строительстве здания для Мариинского театра
Общество
Путин подписал указ о праздновании 300-летия со дня рождения Суворова
Мир
Генсек ООН назвал условие для установления мира на Ближнем Востоке
Мир
Захарова посоветовала Киеву не слушать «натовских советчиков» при урегулировании

Судьба Бондарчука

Завтра исполнится 90 лет со дня рождения великого российского кинорежиссера Сергея Федоровича Бондарчука. Наш кинообозреватель Вита Рамм побеседовала с вдовой мастера, актрисой Ириной Скобцевой
126
Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева на съемках фильма "Сережа". 1960 год (фото: РИА НОВОСТИ)
Выделить главное
Вкл
Выкл

25 сентября исполнится 90 лет со дня рождения великого российского кинорежиссера Сергея Федоровича Бондарчука. Наш кинообозреватель побеседовала с вдовой мастера, актрисой Ириной Скобцевой.

И: Юбилейные дни своего мужа вы проведете не в Москве. Почему?

Ирина Скобцева: Я уезжаю в город Ейск, где рос Сергей Федорович. Там его помнят. У киноцентра "Премьер" установлен памятник. Летом провели первый кинофестиваль "Ейский маяк", посвященный юбилею Победы и 90-летию Сергея Федоровича. На церемонии закрытия даже было объявлено об учреждении стипендии его имени. Молодой талант из Ейска получит возможность учиться во ВГИКе, где учился, а затем и преподавал Сергей Бондарчук. 25 сентября в Ейске состоятся открытие мемориальной доски и юбилейный вечер под названием "Жизнь - это работа".

И: "Жизнь - это работа" - фраза, которая обозначает суть Сергея Федоровича?

Скобцева: Он почти не отдыхал. Либо снимал, либо готовился к съемкам. Всякие там рыбалки или собирания грибов - это было не для него. Детей подолгу не видел. В минуты, казалось бы, отдыха все равно был занят. За роль Тараса Шевченко ему дали звание народного артиста СССР небывало рано - в 32 года. Так решил Сталин. И Сергею Федоровичу пришлось затем всю жизнь оправдывать это высокое звание. Когда на Пятом съезде кинематографистов начали говорить, что Бондарчук якобы кому-то мешал, слушать это было дико. У него не было времени для интриг.

И: Чем объяснить, что Сергей Федорович отдавал предпочтение классической литературе?

Скобцева: Он очень серьезно воспринимал искусство кинематографа. Это не означает, что он отрицал развлекательное кино - он сам мечтал сняться в комедии. Очень ценил талант Леонида Гайдая. Но на вопрос, кто был сильнее в Сергее Федоровиче - гражданин или художник, не задумываясь, отвечаю: гражданин.

Скобцева: Именно его гражданская позиция и определяла выбор. Он душой и сердцем отвечал за каждый свой фильм - так был убежден в том, что художник должен служить добру и людям. Не случайно он мечтал в одном мощном проекте объединить лучших режиссеров мира. Ему хотелось вложить весь свой потенциал, ум и эмоции в экранизацию "Божественной комедии" Данте. Мы даже получили в Ватикане благословление Иоанна Павла II. Но осуществить этот грандиозный замысел Сергей Федорович не успел. История с "Тихим Доном" его подкосила.

И: Известно, что подготовка к грандиозному многосерийному фильму велась несколько лет, но на родине не случилось...

Скобцева: 90-е годы - непонятное время. Но Сергею Федоровичу к трудностям было не привыкать. Он всю жизнь каждой постановки добивался с большим трудом. И про "Судьбу человека" говорили: мол, как из маленького рассказа, опубликованного в газете "Правда", может получиться кино? И "Степь" он пробивал с великим трудом. И в "Тихом Доне" в итоге отказали. Поэтому и согласился, когда свои услуги предложили итальянцы. Но то, что получилось - да еще со столь недобросовестными продюсерами, - совсем не совпадает с видением Сергея Федоровича. В фильме лишь несколько сцен, которые он успел смонтировать сам.

И: Сергей Федорович трижды обращался к произведениям Михаила Шолохова. Они дружили?

Скобцева: Он почитал Михаила Александровича как живого классика. К разговорам, что, мол, не Шолохов написал "Тихий Дон", относился как глупым инсинуациям. Помню, как во время съемок "Судьбы человека", мы какое-то время жили в станице, так там каждая женщина считала себя Аксиньей. Многие считали, что Шолохов суровый, но на самом деле он был нежной души человек. Таким же скромным, непритязательным был и Сергей Федорович. Они быстро нашли общий язык. Михаил Александрович сам не читал сценарий "Судьбы человека", а просил: "Сергей, почитай мне с голоса". Для него это было как продолжение их разговора. А однажды во время съемок "Судьбы..." мы с Сергеем Федоровичем даже "Отелло" ему сыграли. В доме Шолохова в зал вели две двери, и мы специально придумали мизансцену, чтобы использовать их, как на сцене. Но особенно Шолохов любил слушать, как Сергей Федорович читает ему Тараса Шевченко, Пушкина. А читал он прекрасно.

И: Для студентов-вгиковцев Сергей Федорович был строгим педагогом?

Скобцева: Он показывал такие уроки мастерства, что сбегались студенты с других курсов. Вся его методика была основана на том, чтобы подготовить актера к полному раскрытию его природы. Он и на съемочной площадке стремился создать такую атмосферу, чтобы ничто не мешало творчеству. Но студентам тяжело было соответствовать требованиям мастера. Придешь на занятие и видишь, что опять все надо начинать сначала. Сергей Федорович был взрывного характера, но сердиться, когда не получалось, не мог. Только говорил: "Ребятки, вы должны собраться, чтобы работать всерьез". Он и студентам читал Пушкина, очень любил монолог Бориса Годунова. В программе обучения всегда был Толстой и Чехов. Мы ставили "Вишневый сад" и "Чайку".

И: Со студентами строгий, но справедливый. А в воспитании детей?

Скобцева: Дети наши росли, слушая, как отец читает им стихи. Правда, это нечасто случалось. Сергей Федорович был энциклопедически образованным человеком и приучил детей к чтению, к изучению живописи. Как и его отец, Сергей был мастеровитым человеком и любил работу с деревом. В мастерской на даче были удивительные инструменты - всякие стамески, лобзики, шурупчики. Когда Федор подрос, они строгали вместе. К нам приходила Наташа, увлеченная разными философиями, Рерихом. И Сергей Федорович всегда знал ответы на ее вопросы. Он любил Наташу, переживал ее развод с Колей Бурляевым. А как иначе - это же его дочь. Да, у него были жены, дети. Это его жизнь, которую я уважаю. Мы с ним прожили свою. Наш любимый с Сергеем Федоровичем Толстой правильно говорил, что смысл жизни - сама жизнь. Значит, надо жить...

И: В 2003 году был издан сборник воспоминаний о Сергее Федоровиче. Когда мы получим возможность заглянуть в архивы самого режиссера?

Скобцева: Уже в скором времени, в середине октября появится такой фотоальбом. Сергей Федорович тщательно готовился к каждому съемочному дню. Маленькие листочки из тетрадей или школьных альбомов для рисования покажут другую сторону создания фильмов "Война и мир", "Они сражались за Родину", "Степь", "Борис Годунов". В альбоме много фотографий со съемочной площадки, а также премьеры, встречи, домашние фото. Есть странички Алены, Феди, внуков, Наташи. В альбоме около 400 страниц - и это лишь небольшая часть творческого наследия Сергея Бондарчука.

И: Наверное, основную часть архива занимают тетради по "Войне и миру"? Все-таки шесть лет работы...

Скобцева: Да, работа осложнялась еще и тем, что снимать приходилось блоками. Если сцены проходили в доме Ростовых, то старались отработать декорацию максимально, по всем четырем томам Толстого. Старались весну снимать весной, осень - осенью. Без подробных записей, раскадровок по местам и эпизодам осилить такую грандиозную работу было невозможно. Домашние заготовки потом сочетались с актерскими и операторскими импровизациями, но основную линию Сергей Федорович держал твердо.

И: Тогда не было компьютеров и видеомониторов, сразу показывающих результат. Листочки помогали?

Скобцева: На съемочной площадке компьютером был сам Сергей Федорович. Например, "Судьбу человека" сняли в очень короткий срок, всего за 74 дня. Ни одного кадра не ушло в корзину. В листочках по "Войне и миру" можно увидеть даже музыкальные акценты, вплоть до удара колокола. Сергей Федорович не имел права во время съемок на творческие муки. Подробная раскадровка была расписана на бумаге. А вот пленка настолько часто подводила, что до сих пор многие удивляются, как удалось снять столь масштабное кино.

И: Может быть, собирая альбом, вы обнаружили что-то неожиданное? Например, по-новому его увидели на каком-то фото...

Скобцева: За без малого сорок лет совместной жизни мы хорошо изучили друг друга. И каждое фото, каждая записка - это были мои будни. Когда Сергей Федорович ушел из жизни, мне приходилось подбирать его фотографии для разных изданий. И я каждый раз всматривалась в его лицо. Это уже стало частью моего существования. Неожиданное для меня случилось в минувшем августе в Канне, на Фестивале российского искусства. Во Дворце фестивалей были показаны все четыре серии "Войны и мира". С двух часов дня и до вечера. И никто не ушел из зала. Такое было только в Японии, на императорской премьере. А после сеанса меня французские зрители чуть не разорвали на сувениры. Спасибо нашим журналистам - спасли от бурных восторгов.

И: Как вам кажется, возможно ли сегодня устроить подобный просмотр в Москве?

Скобцева: Не будем говорить о том, что нет пророков в своем отечестве...

СПРАВКА "ИЗВЕСТИЙ"

Сергей Федорович Бондарчук - народный артист СССР (1952), Герой Социалистического Труда (1980). Ленинская премия (1960), Государственная премия СССР (1952), Государственная премия РСФСР (1977).

Родился 25 сентября 1920 года в селе Белозерка Херсонской области (Украина) в семье коммуниста-двадцатипятитысячника, работавшего председателем колхоза. Поступил в училище при Ростовском драматическом театре, затем играл на сцене Ейского драматического театра. Участник Великой Отечественной войны. В 1948-м окончил актерский факультет ВГИКа (мастерская Сергея Герасимова и Тамары Макаровой). С 1971 года Бондарчук руководил во ВГИКе актерско-режиссерской мастерской (профессор с 1974-го).

Роли в кино. Дебютировал в кино в 1948 году, сыграв роль Валько в фильме Герасимова "Молодая гвардия". Снимался в фильмах: "Тарас Шевченко", (1952) "Попрыгунья" (1955), "Отелло" (1956), "Дядя Ваня" (1971), "Выбор цели" (1975), "Отец Сергий" (1979), "Овод" (1980).

Режиссер. "Судьба человека" (1959), "Война и мир" (1966-1967, премия "Оскар"), "Они сражались за Родину" (1975), "Степь" (1979), дилогия "Красные колокола" (1982), "Борис Годунов" (1985). Последней работой режиссера стал фильм "Тихий Дон" (1993), поставленный в Италии. Премьера в России состоялась в 2006 году на "Первом канале".

Скончался в Москве 20 октября 1994 года.

Семья. Жена Евгения Белоусова, сын Алексей.

Жена Инна Макарова. Дочь Наталья Бондарчук, актриса, режиссер и продюсер. Внуки - Иван и Мария Бурляевы.

Жена Ирина Скобцева. Дети - Елена Бондарчук (1962-2009), актриса театра и кино. Федор Бондарчук, кинорежиссер, актер и продюсер. Внуки - Константин Крюков, художник и актер (сын Алены), Сергей и Варвара (дети Федора).

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением, Пользовательским соглашением и Соглашением о конфиденциальности