Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров заявил о содействии России укреплению безопасности стран Африки
Политика
В Госдуме высказались об условиях расширения БРИКС
Мир
WSJ указала на истощение ВСУ после нескольких месяцев непрерывных боев
Общество
Путин потребовал выплачивать компенсацию за любое утраченное при паводке имущество
Мир
В Дохе прошли первые очные переговоры России и Украины по возвращению детей
Мир
Шольц указал на отсутствие состояния войны России и НАТО
Политика
В Совфеде оценили использование Канадой титана из России в обход санкций
Общество
Путин указал на малое количество получивших помощь после паводка людей
Мир
В США указали на подрыв авторитета НАТО из-за попыток Вашингтона развалить РФ
Общество
Силуанов предложил ужесточить выдачу разрешений на стройку с рисками паводков
Мир
Лукашенко рассказал о тактическом ядерном оружии в Белоруссии
Спорт
Рожков заявил о готовности РФ отправить 108 спортсменов на Паралимпиаду в Париж
Общество
Путин поручил ускорить организацию отдыха детей из пострадавших от паводков регионов
Мир
Кассационный суд Франции признал вину экс-премьера Фийона в фиктивном трудоустройстве
Армия
Испытания ракетно-космического комплекса «Рокот» начнутся в конце 2024 года
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»

Судьба Бондарчука

Завтра исполнится 90 лет со дня рождения великого российского кинорежиссера Сергея Федоровича Бондарчука. Наш кинообозреватель Вита Рамм побеседовала с вдовой мастера, актрисой Ириной Скобцевой
0
Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева на съемках фильма "Сережа". 1960 год (фото: РИА НОВОСТИ)
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

25 сентября исполнится 90 лет со дня рождения великого российского кинорежиссера Сергея Федоровича Бондарчука. Наш кинообозреватель побеседовала с вдовой мастера, актрисой Ириной Скобцевой.

И: Юбилейные дни своего мужа вы проведете не в Москве. Почему?

Ирина Скобцева: Я уезжаю в город Ейск, где рос Сергей Федорович. Там его помнят. У киноцентра "Премьер" установлен памятник. Летом провели первый кинофестиваль "Ейский маяк", посвященный юбилею Победы и 90-летию Сергея Федоровича. На церемонии закрытия даже было объявлено об учреждении стипендии его имени. Молодой талант из Ейска получит возможность учиться во ВГИКе, где учился, а затем и преподавал Сергей Бондарчук. 25 сентября в Ейске состоятся открытие мемориальной доски и юбилейный вечер под названием "Жизнь - это работа".

И: "Жизнь - это работа" - фраза, которая обозначает суть Сергея Федоровича?

Скобцева: Он почти не отдыхал. Либо снимал, либо готовился к съемкам. Всякие там рыбалки или собирания грибов - это было не для него. Детей подолгу не видел. В минуты, казалось бы, отдыха все равно был занят. За роль Тараса Шевченко ему дали звание народного артиста СССР небывало рано - в 32 года. Так решил Сталин. И Сергею Федоровичу пришлось затем всю жизнь оправдывать это высокое звание. Когда на Пятом съезде кинематографистов начали говорить, что Бондарчук якобы кому-то мешал, слушать это было дико. У него не было времени для интриг.

И: Чем объяснить, что Сергей Федорович отдавал предпочтение классической литературе?

Скобцева: Он очень серьезно воспринимал искусство кинематографа. Это не означает, что он отрицал развлекательное кино - он сам мечтал сняться в комедии. Очень ценил талант Леонида Гайдая. Но на вопрос, кто был сильнее в Сергее Федоровиче - гражданин или художник, не задумываясь, отвечаю: гражданин.

Скобцева: Именно его гражданская позиция и определяла выбор. Он душой и сердцем отвечал за каждый свой фильм - так был убежден в том, что художник должен служить добру и людям. Не случайно он мечтал в одном мощном проекте объединить лучших режиссеров мира. Ему хотелось вложить весь свой потенциал, ум и эмоции в экранизацию "Божественной комедии" Данте. Мы даже получили в Ватикане благословление Иоанна Павла II. Но осуществить этот грандиозный замысел Сергей Федорович не успел. История с "Тихим Доном" его подкосила.

И: Известно, что подготовка к грандиозному многосерийному фильму велась несколько лет, но на родине не случилось...

Скобцева: 90-е годы - непонятное время. Но Сергею Федоровичу к трудностям было не привыкать. Он всю жизнь каждой постановки добивался с большим трудом. И про "Судьбу человека" говорили: мол, как из маленького рассказа, опубликованного в газете "Правда", может получиться кино? И "Степь" он пробивал с великим трудом. И в "Тихом Доне" в итоге отказали. Поэтому и согласился, когда свои услуги предложили итальянцы. Но то, что получилось - да еще со столь недобросовестными продюсерами, - совсем не совпадает с видением Сергея Федоровича. В фильме лишь несколько сцен, которые он успел смонтировать сам.

И: Сергей Федорович трижды обращался к произведениям Михаила Шолохова. Они дружили?

Скобцева: Он почитал Михаила Александровича как живого классика. К разговорам, что, мол, не Шолохов написал "Тихий Дон", относился как глупым инсинуациям. Помню, как во время съемок "Судьбы человека", мы какое-то время жили в станице, так там каждая женщина считала себя Аксиньей. Многие считали, что Шолохов суровый, но на самом деле он был нежной души человек. Таким же скромным, непритязательным был и Сергей Федорович. Они быстро нашли общий язык. Михаил Александрович сам не читал сценарий "Судьбы человека", а просил: "Сергей, почитай мне с голоса". Для него это было как продолжение их разговора. А однажды во время съемок "Судьбы..." мы с Сергеем Федоровичем даже "Отелло" ему сыграли. В доме Шолохова в зал вели две двери, и мы специально придумали мизансцену, чтобы использовать их, как на сцене. Но особенно Шолохов любил слушать, как Сергей Федорович читает ему Тараса Шевченко, Пушкина. А читал он прекрасно.

И: Для студентов-вгиковцев Сергей Федорович был строгим педагогом?

Скобцева: Он показывал такие уроки мастерства, что сбегались студенты с других курсов. Вся его методика была основана на том, чтобы подготовить актера к полному раскрытию его природы. Он и на съемочной площадке стремился создать такую атмосферу, чтобы ничто не мешало творчеству. Но студентам тяжело было соответствовать требованиям мастера. Придешь на занятие и видишь, что опять все надо начинать сначала. Сергей Федорович был взрывного характера, но сердиться, когда не получалось, не мог. Только говорил: "Ребятки, вы должны собраться, чтобы работать всерьез". Он и студентам читал Пушкина, очень любил монолог Бориса Годунова. В программе обучения всегда был Толстой и Чехов. Мы ставили "Вишневый сад" и "Чайку".

И: Со студентами строгий, но справедливый. А в воспитании детей?

Скобцева: Дети наши росли, слушая, как отец читает им стихи. Правда, это нечасто случалось. Сергей Федорович был энциклопедически образованным человеком и приучил детей к чтению, к изучению живописи. Как и его отец, Сергей был мастеровитым человеком и любил работу с деревом. В мастерской на даче были удивительные инструменты - всякие стамески, лобзики, шурупчики. Когда Федор подрос, они строгали вместе. К нам приходила Наташа, увлеченная разными философиями, Рерихом. И Сергей Федорович всегда знал ответы на ее вопросы. Он любил Наташу, переживал ее развод с Колей Бурляевым. А как иначе - это же его дочь. Да, у него были жены, дети. Это его жизнь, которую я уважаю. Мы с ним прожили свою. Наш любимый с Сергеем Федоровичем Толстой правильно говорил, что смысл жизни - сама жизнь. Значит, надо жить...

И: В 2003 году был издан сборник воспоминаний о Сергее Федоровиче. Когда мы получим возможность заглянуть в архивы самого режиссера?

Скобцева: Уже в скором времени, в середине октября появится такой фотоальбом. Сергей Федорович тщательно готовился к каждому съемочному дню. Маленькие листочки из тетрадей или школьных альбомов для рисования покажут другую сторону создания фильмов "Война и мир", "Они сражались за Родину", "Степь", "Борис Годунов". В альбоме много фотографий со съемочной площадки, а также премьеры, встречи, домашние фото. Есть странички Алены, Феди, внуков, Наташи. В альбоме около 400 страниц - и это лишь небольшая часть творческого наследия Сергея Бондарчука.

И: Наверное, основную часть архива занимают тетради по "Войне и миру"? Все-таки шесть лет работы...

Скобцева: Да, работа осложнялась еще и тем, что снимать приходилось блоками. Если сцены проходили в доме Ростовых, то старались отработать декорацию максимально, по всем четырем томам Толстого. Старались весну снимать весной, осень - осенью. Без подробных записей, раскадровок по местам и эпизодам осилить такую грандиозную работу было невозможно. Домашние заготовки потом сочетались с актерскими и операторскими импровизациями, но основную линию Сергей Федорович держал твердо.

И: Тогда не было компьютеров и видеомониторов, сразу показывающих результат. Листочки помогали?

Скобцева: На съемочной площадке компьютером был сам Сергей Федорович. Например, "Судьбу человека" сняли в очень короткий срок, всего за 74 дня. Ни одного кадра не ушло в корзину. В листочках по "Войне и миру" можно увидеть даже музыкальные акценты, вплоть до удара колокола. Сергей Федорович не имел права во время съемок на творческие муки. Подробная раскадровка была расписана на бумаге. А вот пленка настолько часто подводила, что до сих пор многие удивляются, как удалось снять столь масштабное кино.

И: Может быть, собирая альбом, вы обнаружили что-то неожиданное? Например, по-новому его увидели на каком-то фото...

Скобцева: За без малого сорок лет совместной жизни мы хорошо изучили друг друга. И каждое фото, каждая записка - это были мои будни. Когда Сергей Федорович ушел из жизни, мне приходилось подбирать его фотографии для разных изданий. И я каждый раз всматривалась в его лицо. Это уже стало частью моего существования. Неожиданное для меня случилось в минувшем августе в Канне, на Фестивале российского искусства. Во Дворце фестивалей были показаны все четыре серии "Войны и мира". С двух часов дня и до вечера. И никто не ушел из зала. Такое было только в Японии, на императорской премьере. А после сеанса меня французские зрители чуть не разорвали на сувениры. Спасибо нашим журналистам - спасли от бурных восторгов.

И: Как вам кажется, возможно ли сегодня устроить подобный просмотр в Москве?

Скобцева: Не будем говорить о том, что нет пророков в своем отечестве...

СПРАВКА "ИЗВЕСТИЙ"

Сергей Федорович Бондарчук - народный артист СССР (1952), Герой Социалистического Труда (1980). Ленинская премия (1960), Государственная премия СССР (1952), Государственная премия РСФСР (1977).

Родился 25 сентября 1920 года в селе Белозерка Херсонской области (Украина) в семье коммуниста-двадцатипятитысячника, работавшего председателем колхоза. Поступил в училище при Ростовском драматическом театре, затем играл на сцене Ейского драматического театра. Участник Великой Отечественной войны. В 1948-м окончил актерский факультет ВГИКа (мастерская Сергея Герасимова и Тамары Макаровой). С 1971 года Бондарчук руководил во ВГИКе актерско-режиссерской мастерской (профессор с 1974-го).

Роли в кино. Дебютировал в кино в 1948 году, сыграв роль Валько в фильме Герасимова "Молодая гвардия". Снимался в фильмах: "Тарас Шевченко", (1952) "Попрыгунья" (1955), "Отелло" (1956), "Дядя Ваня" (1971), "Выбор цели" (1975), "Отец Сергий" (1979), "Овод" (1980).

Режиссер. "Судьба человека" (1959), "Война и мир" (1966-1967, премия "Оскар"), "Они сражались за Родину" (1975), "Степь" (1979), дилогия "Красные колокола" (1982), "Борис Годунов" (1985). Последней работой режиссера стал фильм "Тихий Дон" (1993), поставленный в Италии. Премьера в России состоялась в 2006 году на "Первом канале".

Скончался в Москве 20 октября 1994 года.

Семья. Жена Евгения Белоусова, сын Алексей.

Жена Инна Макарова. Дочь Наталья Бондарчук, актриса, режиссер и продюсер. Внуки - Иван и Мария Бурляевы.

Жена Ирина Скобцева. Дети - Елена Бондарчук (1962-2009), актриса театра и кино. Федор Бондарчук, кинорежиссер, актер и продюсер. Внуки - Константин Крюков, художник и актер (сын Алены), Сергей и Варвара (дети Федора).

Комментарии
Прямой эфир