Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Правительство РФ упростило порядок получения статуса ветерана боевых действий
Общество
Число пострадавших при теракте в «Крокусе» увеличилось до 382 человек
Культура
В Москве начала работу ярмарка современного искусства Art Russia
Общество
Экс-министр здравоохранения Ростовской области приговорена к 4,5 года колонии
Авто
УАЗ возобновил производство экспедиционных версий авто
Мир
В Нью-Йорке протестующие пацифисты прервали выступление Байдена
Мир
В Польше подняли в небо авиацию из-за якобы активности России
Мир
Спикер парламента Армении заявил о стремлении страны в Евросоюз
Общество
Четвертую скважину на руднике «Пионер» не смогли пробурить до расчетной глубины
Мир
Палестинские дети запустили воздушных змеев в Газе в знак стремления к миру
Мир
Выживший при ударе танка ВС РФ по Bradley пленный ВСУ рассказал об атаке
Интернет и технологии
Более 124,4 тыс. материалов было удалено соцсетями в 2023 году по требованию РКН
Интернет и технологии
Антенны с метаповерхностью обеспечат РФ спутниковой связью
Мир
На Украине сообщили о повреждениях тепловых и гидроэлектростанций
Спорт
Глава МОК Бах признал влияние политики на деятельность организации
Авто
В России за прошедшие сутки произошло 176 ДТП

Большая перемена в "два-три-девять"

Физико-математический лицей № 239 заканчивали не только лауреаты премии Филдса Григорий Перельман и Станислав Смирнов, но весьма известные люди, не ставшие математиками: Борис Гребенщиков, Людмила Вербицкая, Алиса Фрейндлих. В канун Дня учителя специальный корреспондент "Известий" побывал в лицее, который претендует на статус президентского, и выяснил, что "наша новая школа" крепко держится за традиции
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Физико-математический лицей № 239 заканчивали не только лауреаты премии Филдса Григорий Перельман и Станислав Смирнов, но весьма известные люди, не ставшие математиками: Борис Гребенщиков, Людмила Вербицкая, Алиса Фрейндлих. В канун Дня учителя специальный корреспондент "Известий" побывал в лицее, который претендует на статус президентского, и выяснил, что "наша новая школа" крепко держится за традиции.

Я сижу за последней партой. На белый экран, растянутый перед классной доской, проецируются числа: идет проверочная работа по устному счету. В ближайшее воскресенье ученикам предстоит писать открытую городскую олимпиаду лицея по математике среди пятиклассников.

- Кто пойдет на песенную субботу, те - за мной, кто не хочет - оставайтесь в классе, - громко объявляет директор лицея Максим Яковлевич и тихо поясняет мне: - Пусть приучаются.

Мы поднимаемся в актовый зал. За двадцатиминутную перемену учителя лицея и пара солидного возраста выпускников успевают спеть под гитару несколько песен. Вместе со звонком лицеисты идут писать контрольные и диктанты, а мы с Максимом Пратусевичем - в столовую.

Лит-мат лицей

Нам накрывает на стол повар тетя Нина. Она пришла в лицей 22 года назад, на год раньше, чем Максим Пратусевич его закончил. Теперь директор старается сохранять традиции школы, в которую пришел сразу после института. Сюда принято возвращаться не только в качестве гостя - выпускница лицея Любовь Сердакова преподает русский язык и литературу и недавно получила профессиональную награду за подготовку нескольких поколений победителей олимпиад.

- Есть старая мудрость: чтобы была хорошая физмат-школа, там должен быть хороший учитель литературы, - замечает Максим Яковлевич. - Гуманитарию много чего может быть интересно в математике.

Фабрика медалей

В 239-й лицей традиционно поступали за два года до выпуска, но в последние десятилетия стали набирать сначала девятые, потом восьмые классы, а с прошлого года углубленно изучать точные науки начали пятиклассники. Теперь у школы два здания, для младших и старших классов. Между ними стоит лютеранская церковь Святой Анны. За те пятьдесят лет, что в "два-три-девять" углубленно изучают точные науки, Анненкирхе была кинотеатром "Спартак", ночным клубом и погорельцем - после пожара в 2002 году церковь пару лет назад стали восстанавливать. По слухам, на средства одного из состоятельных выпускников лицея.

За последние два года 38 лицеистов стали победителями и призерами Всероссийских предметных олимпиад по математике и физике, химии, информатике и русскому языку. В коридорах школы уже повесили очередные доски, где золотыми буквами выбиты имена отличившихся.

- Результативность у нас большая, а обходимся мы государству дешевле конкурентов, - говорит Максим Пратусевич.

Директор говорит о шансах стать президентским лицеем, инициативу создания которых в каждом федеральном округе поддержал Дмитрий Медведев. Полпредству по Северо-Западному округу дали задание разработать концепцию президентского лицея с обтекаемой формулировкой "преобразовать успешно работающее образовательное учреждение". За лето было составлено предложение, которое отправили в Москву. Но окончательной ясности пока нет: то ли на базе такого лицея создадут интернат, где будут жить талантливые дети со всего региона, то ли разработают программу дистанционного образования. Она свяжет математические интернаты с единым центром.

- Пока мы не можем давать официальных комментариев, - сказали "Известиям" в комитете по образованию. - Нет еще никакой конкретики - надеемся, что хотя бы к концу года что-то определится.

- Нашей школе не положено больше средств, чем другим лицеям и гимназиям, - говорит Максим Пратусевич. - В то же время с новым статусом есть шанс получить не только деньги на зарплаты и оборудование, но и максимальную автономию по ряду вопросов: узаконить конкурсный отбор, избавиться от второгодников и экстерната, принимать любые экзамены, верстать учебный план.

Интеллектуальный снобизм

Недавно лицей и его директор оказались в центре неприятной истории. Один из учеников не справился с программой из-за увлечения спортом, получил две двойки в году и, согласно закону, был оставлен на второй год. Мать подала в суд. По ее мнению, в лицее не ведется документация: например, отсутствуют дневники. Она считает, что ее недостаточно информировали об учебе сына, хотя система электронных журналов действует в лицее уже несколько лет. Конфликт вышел за пределы школы и стал поводом для обсуждения в СМИ.

- Есть люди, которые находятся в позиции "дай", а есть - которые сами готовы что-то предпринимать, - рассуждает Максим Яковлевич.- Мы готовы учить тех, кто хочет учиться. А для государства более характерна позиция "дай", из нее вытекает система бесконечных отчетов - да и вся бюрократия.

Как бывший выпускник лицея, я вспоминаю, что в 239-м не принято было списывать на математике - потому что все равно каждый знал себе цену, которую сложно поднять чем-то, кроме напряженной работы.

- А не кажется ли вам, что, привыкнув в школе к более-менее честному и интеллектуальному окружению, ребята выходят в жизнь несколько беззащитными?..

Максим Пратусевич на некоторое время задумывается.

- Мне вообще кажется, что в нашем обществе начинает складываться другая элита, которая в состоянии воспринимать высококультурные явления и существовать все-таки не по законам толпы.

А еще я думаю о том, что 239-й лицей отнюдь не место, где учатся исключительно высокоморальные люди - идеализировать ни к чему; однако что-то сплачивает его выпускников. С одной стороны, чувство локтя, с другой - интеллектуальный снобизм, за который бывших и нынешних лицеистов многие недолюбливают.

По мнению директора лицея, это характерное явление любой корпорации, где есть дух поддержки друг друга. 

- Люди чувствуют общность и принад-лежность к чему-то большому, - говорит Пратусевич.

На шее у него повязан полосатый лицейский галстук.

Комментарии
Прямой эфир