Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Президент Ирана заявил о готовности к равноправному диалогу на фоне угроз США
Происшествия
Сотрудники МЧС выехали на проверку сообщений о пожаре в РГБ в Москве
Спорт
Гимнаст Немов назвал повторение Овечкиным рекорда Гретцки эпохальным событием
Происшествия
В ЦАО Москвы в пожаре в жилом доме погиб человек
Мир
Президент Зимбабве объявил об отмене всех пошлин на товары из США
Происшествия
CК возбуждает дело по факту убийства годовалого ребенка пенсионером
Мир
В США начались крупные демонстрации против политики Трампа
Мир
В Финляндии заявили об отсутствии восприятия России как врага
Происшествия
Три мирных жителя ранены при атаке дрона ВСУ на машину в Белгородской области
Мир
Российский спасатель рассказал об опасностях при разборе завалов в Мьянме
Спорт
Действующий обладатель Кубка Гагарина «Металлург» вылетел в первом раунде плей-офф
Происшествия
Пожарные потушили загоревшуюся поликлинику во Владивостоке
Мир
В Одессе мужчина с ружьем попытался вызволить сына из ТЦК
Общество
В Иркутской области более 100 тыс. домов остались без света
Мир
Премьер Франции заявил о вмешательстве в дела страны из-за поддержки Трампом Ле Пен
Происшествия
Количество пострадавших от обстрела ВСУ Горловки увеличилось до шести
Мир
В Дубае расследуют падение воздушного шара с туристами из России

Дети света среди мясных машин

Главным событием закончившегося недавно в Перми фестиваля "Текстура" стал спектакль известного венгерского режиссера Корнеля Мундруцо "Лед". Несколько лет назад сценическую версию этого романа Владимира Сорокина привозил в Москву Алвис Херманис. Стоит подивиться, как популярно оказалось произведение российского писателя за пределами его страны и как по-разному трактуют его режиссеры
135
Венгерские артисты с юмором обыгрывают самые непристойные позиции
Выделить главное
Вкл
Выкл

Главным событием закончившегося недавно в Перми фестиваля "Текстура" стал спектакль известного венгерского режиссера Корнеля Мундруцо "Лед". Несколько лет назад сценическую версию этого романа Владимира Сорокина привозил в Москву Алвис Херманис. Стоит подивиться, как популярно оказалось произведение российского писателя за пределами его страны и как по-разному трактуют его режиссеры.

Фестивалей нынче много. И возникает естественный вопрос: а зачем нужен еще один (пермская "Текстура" прошла в сентябре в первый раз). Мне лично кажется главной удачей этого форума - нехитрая вроде бы идея свести в рамках одного мероприятия современный (то есть созвучный нашему времени) театр и современное кино, поставить встык спектакли и фильмы и попытаться услышать какие-то переклички вроде бы смежных, а на деле давно отдалившихся друг от друга видов искусства. Специальный гость фестиваля венгерский режиссер Корнель Мундруцо в этом смысле оказался удивительно кстати. В программу фестиваля была включена ретроспектива его фильмов, некоторые из которых удостоены престижных фестивальных наград. Под финал показали его театральный "Лед". Одно из самых сильных впечатлений "Текстуры" - даже не сам спектакль (хотя в нем воистину есть чем впечатлиться), а растерянные лица некоторых радикально настроенных деятелей нашего кино. Сценический "жесткач", которым вообще славен Мундруцо, произвел на них впечатление, близкое к шоковому. "И часто у вас такое показывают?" - спросил меня известный московский кинодокументалист, в фильмах которого можно увидеть не только такое, но и так-о-о-е...

Природа этого шока очевидна. Экран все стерпит. Он дарит зрителю спасительную дистанцию. Но когда артисты буквально на расстоянии вытянутой руки бегают нагишом, очень правдоподобно совокупляются и обильно обмазывают друг друга экскрементами, сердце российского кинематографиста невольно содрогается. Меж тем вопрос заключается не в том, можно ли демонстрировать на сцене физиологическую сторону нашего с вами бытия (этот вопрос для всех вменяемых людей в европейском театре давно уже снят с повестки дня), а ради чего эта демонстрация производится. Так вот "жесткач" Мундруцо, во-первых, удивительно органичен и ироничен (венгерские артисты с таким юмором и непринужденностью обыгрывают самые непристойные позиции, что они должны вызывать не отвращение, а здоровый смех), а, во-вторых, совершенно осмыслен. И он гораздо ближе к первоисточнику, чем спектакль Алвиса Херманиса.

Латышский режиссер принял гностическую фантазию Сорокина о синеглазых и светловолосых "детях света", затерявшихся среди "мясных машин" (то бишь нас с вами), за чистую монету. Мало того, он трактовал ее в христианском духе. Он стирал грань между членами "ледяного" братства, пробуждающими друг друга ледяными молотами, и просто людьми ("нет ни эллина, ни иудея"): все мы дети света, просто некоторые пока этого не осознали. Мундруцо тоже стирает эту грань, но в совершенно ином смысле. Все бытовые зарисовки (а у Сорокина фантастически острый глаз на детали) приобретают у него откровенно гиньольный характер. Обыватели лихих 90-х слова в простоте не скажут, все норовят заехать собеседнику промеж глаз, совершить над ним акт насилия, облить мочой. Причем весь этот натурализм предельно театрализован. Сидящие за большим столом венгерские артисты в мгновение ока преображаются то в членов братства, то в простых россиян. И мы видим, что разница между имморализмом белокурых бестий, ни во что не ставящих "мясные машины", и криминальными нравами "мясных машин", ни во что не ставящих друг друга, невелика. Точнее сказать, ее нет вовсе. Недаром главная носительница "света" по имени Храм представлена у Мундруцо пошлой, размалеванной и лихо отплясывающей чечетку бандершей.

Херманис возвышал простых смертных до "детей света", умеющих говорить (Херманис настаивал - любить!) сердцем. Мундруцо уравнивает безжалостно орудующих ледяными молотками носителей света с нами. Он показывает, как красивый миф зарождается в недрах в конец разложившегося общества. С какой охотой принимает оно индульгенцию на любые преступления, совершаемые ради построения рая (на сей раз, правда, не на земле, а за ее пределами). Вторая часть спектакля, в которой Храм рассказывает о предыстории "ледяного братства" и о скором торжестве его во всей вселенной, идет под звуки Седьмой симфонии Шостаковича. По мере того как "дети света", до боли напоминающие новобранцев "гитлерюгенд", бодро рапортуют о том, как расширились их ряды, звуки музыки, издевательски трактующие все тоталитарные идеи ХХ века, нарастают и в конце переходят в оглушающую какофонию. Впрочем, этот смачный плевок в лицо новоиспеченному фашизму ироничный Мундруцо отстраняет в финале еще одним эпизодом. На экране висящих над головами зрителей телевизоров вдруг появляется реклама пробуждающих сердца ледяных молотков. Оказывается, их производство давно уже поставлено на поток, а фашизм и консюмеризм давно протянули друг другу руки.

На афишах спектакля "Лед" Алвиса Херманиса артисты его театра стояли в самых разных местах - в кафе, в большом супермаркете, на льду замерзшей реки - прижавшись друг к другу грудью и пытаясь говорить сердцем. В этой прекраснодушной трактовке романа было свое обаяние. Венгерский режиссер не обольщается по поводу героев Сорокина и вообще по поводу людей. Он знает, какое страшное пламя может возгореться изо "Льда". Верить, конечно, хочется Херманису, но прав, подозреваю, все же Мундруцо.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением