Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Шойгу заслушал доклады в рамках совещания в штабе Объединенной группировки войск
Армия
Медведев заявил о наличии у России необходимого опыта и потенциала для победы
Происшествия
Минобороны сообщило об уничтожении БПЛА над Белгородской областью
Мир
Более 1,6 тыс. сторонников Палестины задержаны в США за две недели
Мир
Захарова осудила идею привлечь женщин к разминированию на Украине
Мир
Трамп раскритиковал Байдена в связи с пропалестинскими протестами в Нью-Йорке
Мир
Премьер Грузии призвал правоохранителей проявлять терпение на митингах
Мир
У представительства ЕС в Кишиневе прошел митинг в защиту Дня Победы
Мир
СБУ обвинила митрополита канонической УПЦ в разжигании межрелигиозной розни
Мир
В Киргизии отменили шествие «Бессмертного полка» в целях безопасности
Армия
Российский офицер рассказал о 28 днях в окружении ВСУ
Армия
ВС РФ нанесли поражение штабу оперативного командования ВСУ «Юг»
Мир
Неизвестные бросили коктейль Молотова в синагогу в Варшаве
Общество
На выставке «Россия» прошло шествие под лозунгом «Май! Труд крут!»
Мир
Политолог назвал поддержку Латвией ударов Украины по РФ очередной провокацией
Общество
Арестован за взяточничество замминистра энергетики Свердловской области Кислицын
Общество
Дело о жестоком обращении с животными на конезаводе возбудили на Ставрополье

Беспартийный неомодернист

"Известия" представляют очередного претендента на главную литературную премию страны "Большая книга". Борис Евсеев попадает в шорт-лист "Большой книги" второй раз. В прошлом году в финал вышел сборник новелл "Лавка нищих: Русские каприччо", в этом году - роман-версия "Евстигней"
0
Борис Евсеев написал книгу о диссиденте XVIII века
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

"Известия" представляют очередного претендента на главную литературную премию страны "Большая книга". Борис Евсеев попадает в шорт-лист "Большой книги" второй раз. В прошлом году в финал вышел сборник новелл "Лавка нищих: Русские каприччо", в этом году - роман-версия "Евстигней". Писатель реконструирует биографию композитора XVIII века Евстигнея Фомина, возвращая ему славу основоположника русской классической музыки и репутацию диссидента того времени. В интервью обозревателю "Известий" Наталии Осс Борис Евсеев рассказал, чем ему близка фигура диссидента и кто мешает развитию литературного процесса в России.

известия: Первая ваша книга вышла в самиздате. Это был политический выбор или единственный способ напечататься?

борис евсеев: В 1978 году мои друзья, которые переживали, что меня не печатают, опубликовали двухтомник. На Западе я не хотел печататься, хотя были предложения. У меня принцип такой: писатель не музыкант, он должен высказаться сначала в своей стране, а потом уже - в Сан-Франциско, Калькутте. Тот, кто продает свои книги за рубеж до публикации на родине, обманывает и себя, и читателей. Мы помним писателей, которые там издавались, а потом оказывались ничем. Когда стоял выбор - печататься там или не печататься вообще - я выбрал последнее.

и: В нынешней ситуации вы себя ощущаете более свободным, чем тогда?

евсеев: Да. Но в творческом смысле я всегда был свободен. Из-за этого и не печатался. В советское время всё прощали, даже троцкизм и анархизм, но русская религиозная философия была прощена самой последней. Был у нас такой замечательный проповедник, духовный писатель - отец Александр Мень. Мы с ним тесно общались. Он написал первое предисловие к моим стихам. И многому меня научил. Но я не религиозный писатель. Критики назвали меня христианским неомодернистом. А мне просто глубокие мысли интересны.

и: Почему вы обратились к событиям и героям XVIII века? Это так актуально для вас или это намеренный уход от современных тем?

евсеев: Можно я Чехова процитирую? Чехов писал про Короленко: замечательный писатель, но зачем он так специализируется? Короленко был специалист по публицистическим обличениям. Так же как и Солженицын. Это очень сужает. Я не хочу специализироваться. Я музыкант по первому образованию, и история Фомина - та тема, без которой я не мог бы свою жизнь закончить достойно. Сейчас мне стало легче - я высказался.

Вообще тема русской музыки и, кстати, русской литературы XVIII века бродила во мне долгие годы, не давала покоя. Кто считается у нас основоположником русского классического стиха? Пушкин. На самом деле конечно же Батюшков. Кто считается основоположником русской классической музыки? Бортнянский и Березовский. Это замечательные композиторы, но не они положили основу, а Фомин. У нас как прилепятся умом к какой-нибудь одной фигуре, так и не могут отлепиться. И я в своей книге это старался даже не доказать, а показать.

и: Повлияла ли ваша книга на судьбу произведений Фомина?

евсеев: После выхода романа уже поступали предложения о постановке опер Фомина. Не ко мне, конечно. Меня просят проконсультировать - какую лучше поставить.

и: Образ, который возникает в романе, - композитор, не согласный и гонимый властью. Вы писали диссидента?

евсеев: Да. Диссентеры - их тогда так называли. По отношению к Фомину это слово встречается. За это его не очень любил Карамзин, который поддержал сплетню про Фомина, что тот "ссужает своё имя". Говорили и о том, что Фомин пишет оперы за других.

и: Фигура диссентера вам лично близка?

евсеев: Близка. Потому что это человек, который имеет свое мнение. А Фомин, который искромсал либретто Екатерины, имел свое мнение. В опере "Новгородский богатырь Василей Боеслаевич", вышедшей из-под пера Фомина, Екатерина услышала поступь истории. И страшно испугалась.

и: Критика упрекала вас в языковом кокетстве: "Евстигней" перенасыщен анахронизмами - "синпатия", "вотчим", "синфония". Зачем они вам в таком количестве?

евсеев: Реконструкция XVIII века без реконструкции русского языка невозможна. Язык - сознание нации! Я уже лет тридцать читаю Даля, Фасмера, авторов XVIII века. "Вотчим", "синпатия", "синфония" - так произносил Фомин. Критики этих слов часто не знают. Слово "симфония" не из греческого пришло к нам в музыку, а из итальянского - sinfonia. Реконструкция языка у меня очень бережная и не перенасыщенная. Я, например, ввожу кусок из письма Державина без кавычек. А критики не видят этой цитаты в тексте. Кстати, я помню единственную статью о "Евстигнее" со знаком минус. Эта статья Данилкина появилась едва ли не через четыре дня после выхода книги. Что можно успеть понять за такой срок?

и: Вы помните даты, когда выходили рецензии?!

евсеев: У меня профессиональная память.

и: Вы не ощущаете себя диссидентом в литературе?

евсеев: Я еще в 70-е отказался от диссидентского пути. Не по испугу, а потому что понял - или искусство, или диссидентство. Не знаю ни одного хорошего писателя, который вел бы активную диссидентскую деятельность: либо туда, либо сюда. Но я ощущаю себя совершенно внеположным нашей литературной тусовке, это правда. Я никогда не был ни с правыми, ни с левыми. Я вообще не люблю партии. Партия в литературе - это еще хуже, чем партия в политике.

и: А они есть - партии в литературе?

евсеев: Партии и кланы у нас превалируют в литературе! Писателей мало, а партий и кланов - в избытке.

и: Может быть, это литературные течения?

евсеев: Нет, течение есть течение. Основных течений в современной прозе семь: реализм, новый реализм, метафорическое, мистическое, модернизм, постмодернизм, "иная" проза. И есть кланы, объединенные по партийному и "производственному" признаку. Два основных - это крайние либералы и отпетые коммунисты. Они вроде бы сходятся в критике Путина, Медведева. На самом деле они сошлись в другом - им нечего сказать в искусстве.

и: Если вы правы и писатели объединяются в кланы, то не допустить ли, что работают поколенческие, художественные принципы?

евсеев: В русской литературе до 1917 года таких делений не было. Существовала высокая литература и "смирдинская словесность" (по имени издателя и книготорговца XIX века Александра Смирдина, выпускавшего книги массовыми тиражами. - "Известия"). В советское время появились РАПП, ВАПП и проч. Разделение с тех пор и идет. Грех литературных партий в том, что они все делают только для своих. Они не пустят чужих в журнал или газету. Эта клановая замкнутость приносит колоссальный вред литературе.

и: Вам, например, это как-то мешает?

евсеев: Мне лично мешает мало. Но есть люди, которые не могут попасть в литературу. Зато у нас полно фигур, которые при любом другом раскладе не могли бы занимать никаких позиций - премиальных, литературных, секретарских. Есть люди, которые еще лет 20 назад исписались, но все равно считаются светочами русской литературы. Есть, наоборот, очень молодые ребята, которые еще ничего не создали, но уже в лидерах. Формируется новая аллея звезд. Но там нет Маканина, не вижу Битова, Астафьева стали забывать, Аксенов - уже не первый писатель. А первые писатели теперь - это криминал-беллетристы. Есть жесткий пул крупных издательств, которые делают свою литературу, создают искусственный спрос, а потом этот спрос удовлетворяют.

и: Вы действительно считаете, что за всем этим стоит чья-то злая воля?

евсеев: Несколько воль. А смысл такой: качественная литература не нужна сейчас ни правителям, ни чиновникам, ни олигархам. Она нужна читателям. Читатель требует такую литературу.

и: Не согласна. Читателей хорошей литературы много среди чиновников и олигархов.

евсеев: Конечно, они есть. Вот пусть качественную литературу и затребуют, после этого она появится в большем количестве. Нужно создать в обществе и литературе честную, прозрачную атмосферу.

и: И как ее создать?

евсеев: Это вы меня спрашиваете? Я к этому близко не подхожу! Меня никуда не пускают. За десять последних лет я ни разу не выезжал по официальной разнарядке за границу. А уж каких только псевдописателей за это время туда не вывозили!

и: Получается, вы верны роли диссидента? Тогда вас не печатали, сейчас тоже есть проблемы.

евсеев: У меня нет проблем. Есть проблемы у русской литературы.

Комментарии
Прямой эфир