Брайан Ино вдохновил Yota Space

В Петербурге открылся Международный фестиваль аудиовизуального искусства Yota Space, или, как его именуют сами организаторы, "фестиваль удивительных искусств и технологий". Для демонстрации последних достижений в данном жанре отведен универмаг "Фрунзенский".
Вокруг сноса находящегося на пересечении Московского проспекта и Обводного канала здания, построенного по проекту братьев Катониных и Кирилла Иогансона в 1938 году, ведется много споров. Но пока суд да дело, внутреннее пространство облюбовали представители современного искусства. Сталинский ампир у питерской богемы давно в почете. Достаточно вспомнить арт-перформансы и первые рейвы 1990-х годов, когда новая танцевальная музыка сотрясала акустическое пространство подобных помещений, а бабушки-вахтерши вздрагивали при появлении персонажей вроде Сергея "Африки" Бугаева и Мамышева-Монро.
Для демонстрации работ лидеров современного аудиовизуального искусства, среди которых Крис Левин, Шейн Уолтер, Мэтт Уэйд и сам Брайан Ино, негласно курирующий фестиваль Yota Space, - такая площадка в самый раз. Куда логичнее отнести данный жанр искусства - к некоей культурной (контркультурой) категории или просто позволить ему спокойно существовать в категории изысканных технологий - пока сказать сложно. Сам маленький гаджет, давший название фестивалю, вероятно, является этим самым проводником через сети технологий, понятий и изобразительных средств.
Какие-то работы вроде Сircution - голографической композиции Рейчел Джеррард и Евгении Емец (в частности, материализовавших анимационных героев из Gorillaz на церемонии MTV) и интерактивной инсталляции "Body Paint", позволяющей рисовать картины, лежащие за рамками сюрреализма, явно заставляют относиться к жанру всерьез. От каких-то веет веселым шарлатанством, без которого, впрочем, современное искусство вряд ли возможно. Какие-то авторы заняты разработкой уникального языка, позволяющего "взаимодействовать компьютеру и человеческому телу". Какие-то творят, наработав солидный багаж в виде великолепных клипов для лидеров музыкальной электронной сцены вроде Chemical Brothers, Basement Jaxx и Massive Attack.
Десятки работ, отобранных организатором фестиваля Александрой Санчес-Перес, прибыли из разных стран, и монтаж экспозиции шел сутки напролет на протяжении нескольких недель. Темные пространства Фрунзенского универмага все больше походят на загадочный лабиринт. Беспрерывно меняющиеся изображения и загадочные звуки в свете сорока шести столбов на площадке Volume. Туманная магия "цифровых" зеркал и LED-панелей в рамках пространства Peasouper. Проект "77 Million Painting" Брайана Ино, при помощи программного обеспечения выдающий миллионы случайных изображений одной картины. Инсталляция "Stop-It" - музыкальный инструмент, создающий мелодию при помощи разноцветных бумажек, - все эти арт-объекты разбросаны без видимой схемы и производят порой шоковое впечатление.
В процессе изучения экспонатов кроме органов, отвечающих за сугубо эстетическое восприятие, частенько задействованы моторика и боковое зрение, а уж эффектом какого "кадра" снабжены пять-шесть особенно провокационных работ, лучше и не спрашивать у их лукавых создателей - такого наговорят, что снос даже самой надежной "крыши" гарантирован.
В отличие от практически любой музейной экспозиции данная - осязаема и, что может показаться нонсенсом в общей интерактивной подаче, абсолютно активна. Все можно и даже нужно трогать руками, приветствуется участие в действии и импровизация при помощи всех доступных средств. Обо всем, что заложено в суть самой немыслимой работы, можно спросить у стоящего рядом неизменно улыбчивого художника.
"Я очень доволен происходящим, - поведал корреспонденту "Известий" один из главных мастеров современного техно-арта Мэтт Уэйд. - Здесь очень здорово сошлись удивительные, талантливые люди, позитивное настроение и общая атмосфера".
Выставка плавно перетекает в презентации, полным ходом идут семинары, а вечера проходят в неформальном общении в баре, и наговориться эти веселые люди никак не могут.