Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Происшествия
Женщина получила ранения при падении украинского БПЛА в Воронеже
Мир
Взрыв произошел на оружейном заводе BAE Systems в Уэльсе
Мир
Хью Грант урегулировал спор с The Sun за «огромную сумму денег»
Мир
В конгрессе США заявили о переходе к системе займов в вопросе помощи Украине
Мир
В Днепропетровской области Украины сообщили о повреждении объекта инфраструктуры
Мир
В США заявили о массовой сдаче солдат ВСУ в плен РФ из-за отчаянного положения
Общество
Путин поручил вовремя организовать работу по оценке ущерба от паводков
Общество
Прокуратура проверит слова поддержавшей удары ВСУ по России Лазаревой
Общество
Умер актер Виктор Степанов
Мир
Землетрясение магнитудой 6,4 произошло на юго-западе Японии
Мир
Орбан заявил о нежелании Венгрии обрывать экономические связи с РФ
Общество
Собянин освободил от должности заммэра Москвы Бочкарева
Мир
На Украине мужчина вырвался из рук пограничников и сбежал в Венгрию
Мир
НАТО проводит обучение военных в Узбекистане
Общество
Юрий Куклачев переведен из реанимации в обычную палату
Мир
Швейцарские депутаты поддержали запрет нацистских символов

Гнутые вожди Кочергина

В следующий четверг телеканал "Культура" в рамках цикла "Новая антология. Российские писатели" представит зрителям Эдуарда Кочергина. Действительный член Академии художеств, главный художник БДТ и лауреат всего на свете он еще и настоящий писатель. Брутальный матерщинник с польскими корнями, владеющий хлестким словом на том уровне, когда речь превращается в искусство
0
Брутальный матерщинник Эдуард Кочергин
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В следующий четверг телеканал "Культура" в рамках цикла "Новая антология. Российские писатели" представит зрителям Эдуарда Кочергина. Действительный член Академии художеств, главный художник БДТ и лауреат всего на свете он еще и настоящий писатель. Брутальный матерщинник с польскими корнями, владеющий хлестким словом на том уровне, когда речь превращается в искусство. Он пишет о своем детстве и юности, о послевоенных годах, о Петроградской стороне 1950-х. У него вышло всего две книги "Крещенные крестами" и "Ангелова кукла". И каждую из них, едва закончив, можно перечитывать снова. "Известия" публикуют не вошедшие в программу отрывки из интервью Эдуарда Кочергина.

известия: Если верить вашим книгам, то после ареста родителей вы говорили по-польски, а не по-русски?

Эдуард Кочергин: Ну конечно. Потому что попав в детприемник, я практически русского языка не знал. Может быть несколько слов. Смешные истории из-за этого были среди сверстников - пацанья маленького. Они со мной говорили, а я им что-то отвечал. Пшекал. Они не понимали, думали, что я их дразню. Даже побивали меня. И мне пришлось какое-то время косить под Муму, пока я этот русский не освоил. Причем можете себе представить какой был русский в этом общежитии. Меня часто спрашивают - откуда у вас такой язык? Откуда вы это все знаете? Не от мамы.

и: А кто были те дети из омского детприемника?

Кочергин: Разные, совершенно разные. Это был такой мощный "микс". Были и случайные, были эвакуированные, которые попались под разбитые немецкими самолетами поезда. И были дети ссыльных, но в основном из Европы. Были и из крестьян, и из интеллигентных семей. Всякие. Многие не очень помнили даже своих родителей. Там все мешалось. И говор... - по-разному говорили. Но я прислушивался тогда к языку. Мне было интересно. Я так подспудно учил язык. В "Крещенных крестами" я пишу, как я стал говорить по-русски, русским матом. Вот ужас какой.

и: А помимо приятеля, с которым вы бежали в 1946 году из детприемника, были у вас еще какие-нибудь друзья?

Кочергин: Конечно, были. Повязаны были все друг с дружкой. Там же закон был. Тюрьма в миниатюре. Пахан, жиганы, его свита. Потом шестерки. И отношения были другие. Довольно суровые, жестокие иногда. Даже большей частью жестокие. Видите ли, в каждой ячейке общества, которая возникала и в которой не было правил конституции, кто-то становился все равно паханом, т.е. главным, кто-то обязательно верховодил. Так издревле. Среди детишек тоже. В детском саду кто-то главный, кто-то заставляет других что-то делать или побивает других. Эти картинки вы можете и в теперешнем детском саду увидеть. Но много мы переняли и от охраны. Охрана была, если не уголовники, то очень близкие к этой уголовной среде люди. Во всяком случае, по языку. Абсолютная феня.

и: А как вы в этом мире жили, вы же маленьким были?

Кочергин: Я спасся ремеслом. Сызмала я что-то делал. Сперва начал я рисовать карты игральные. У меня стало получаться лучше, чем у других. Мне было лет 6. А карты тогда нельзя было купить, как вы знаете, это был большой дефицит. Естественно, это ценилось и уважалось. Вообще, ремесло в этом блатном мире уважается. Я интуитивно попал на эту стезю. Потом научился из проволоки выгибать вождей и кормился этим по дороге. Потом стал делать карты шикарные. Обучился у всяких людей трафаретам, у китайцев, например. Роскошные карты делал. А позже в Перми обучался у потрясающего типа - эстонца по происхождению, который был в плену у японцев и там был весь выколот цветной тушью. И я очень хорошо овладел татуировкой.

и: А вы помните, как у вас стали складываться рассказы? Когда вы начали рассказывать?

Кочергин: Рассказывал я давно. Поначалу просто так, своим знакомым. Из своей житухи, из других разных историй моих подельников. И это всем нравилось. Необычно было. Многие говорили, что записать надо. Так появился рассказ "Капитан". Его опубликовали в журнале "Знамя". И он имел успех: критики, литературоведы что-то написали. Потом дальше все пошло-поехало.

Подготовил Николай Морозов

Комментарии
Прямой эфир