Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Блинкен заявил об отсутствии данных о военных поставках Китая России
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Культура
Главный приз «Золотой святой Георгий» ММКФ получил фильм «Стыд» Мексики и Катара
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Спорт
Международная федерация баскетбола продлила отстранение россиян до декабря 2024-го
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Общество
В Ростовской области задержан избивавший граждан 17-летний подросток
Спорт
FIG удалила из правил пять названных в честь российских гимнасток элементов
Спорт
Тетерин победил Манжуева в бою турнира «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Культура
Лучшим российским фильмом ММКФ стала картина «Лгунья» режиссера Трофимовой
Мир
На Тайване произошло землетрясение магнитудой 6,1
Мир
Минимум 10 человек погибли в результате пожара в гостинице в Бразилии
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Русская "Манежка"

Один из героев моей картины "12", роль которого играет Сергей Гармаш, в монологе "о кавказцах" с болью кричит: "Это ведь уже не наш город, они захватили все, все... Это что угодно - Баку, Шмаку, но не Москва. И я, коренной москвич, чувствую себя в своем родном городе как в гостях..." Вспомните реакцию персонажа, которого играет Юра Стоянов. По лицу его пробегает судорога: какой кошмар, как неприятно!..
0
Никита Михалков
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Один из героев моей картины "12", роль которого играет Сергей Гармаш, в монологе "о кавказцах" с болью кричит: "Это ведь уже не наш город, они захватили все, все... Это что угодно - Баку, Шмаку, но не Москва. И я, коренной москвич, чувствую себя в своем родном городе как в гостях..." Вспомните реакцию персонажа, которого играет Юра Стоянов. По лицу его пробегает судорога: какой кошмар, как неприятно!..

Вот она - типичная реакция обывателя на то, что происходило и происходит во многих городах России, что привело к событиям 11 декабря 2010 года у стен Кремля, рядом с могилой Неизвестного солдата. Событиям, получившим в народе хлесткое, как пощечина, название "Манежка".

"Манежка" уже больше двух недель активно обсуждается в СМИ. Бурлит интернет. Как и почему такое могло произойти? Требуют найти, жестко наказать, задержать, посадить, снять, уволить. Обличают фашизм и беспредел. Вспоминают о шовинизме и ксенофобии, повторяя при этом - как заклинание, - что у бандитов нет национальности. И так далее, и так далее... При этом почти все говорят о "Манежке", отдельно взятой. Но ведь "Манежка" эта не вчера началась.

Беда в том, что у нас выросло целое поколение, лишенное духовного иммунитета. Нация не может существовать (я говорю именно о нации, обо всей нашей огромной стране), если у нее нет чего-то такого, над чем нельзя смеяться ни дагестанцу, ни чеченцу, ни русскому. Никому! Есть и должны быть вещи, которые переступать невозможно. Над чем издеваться, "стебаться" постыдно и грешно.

В противном случае, как писал мой двоюродный дед Дмитрий Петрович Кончаловский, "в государстве, где утеряно понятие стыда и греха, порядок может поддерживаться только полицейским режимом и насилием". Мне представляется, что "Манежка" - это запрещающий знак и тревожный сигнал, который заставляет нас задуматься: в какое же государство и гражданское общество мы можем с вами превратиться?

Кто был на "Манежке" 11 декабря? Люди, которые родились в новой России. Им по 16-20 лет. Это именно та молодежь, которая с "помощью" родителей и чиновников от образования прошла мимо русской литературы, мимо истории Государства российского, мимо многовековой православной или исламской культуры. Это молодые люди, которым предоставили в школе пятнадцать учебников истории - выбирай не хочу. И каждый сам выбрал себе свою историю. Такая вот детская игра в "демократию". Как оказалось, совсем не безобидная.

А пресловутая реформа образования, которая практически исключила из нашей школы такое понятие, как воспитание? А отсутствие в ЕГЭ как обязательной программы самой русской литературы?.. Чего мы хотим от этих молодых людей, если они не знают и не уважают ни имама Шамиля, ни великого князя Дмитрия Донского. Эти дети и молодые ребята не знают, что испытал Раскольников после того, как убил "никчемную" старушку, - а ведь пятьсот страниц Достоевский написал по поводу того, что происходило после с душой человека.

Что может связывать российских детей разных национальностей без общего прошлого? И какое может быть у них будущее? Я, когда готовился к "Рабе любви", читал объявления в одесских газетах 1916 года. Там было такое: "Слабительное "Лотос" слабит тихо и нежно, не прерывая сна". Вот так же тихо и незаметно, не прерывая сна, нас сделают гостями у себя дома. Причем, как потом выяснится, по нашему же желанию. Лет десять назад я увидел школьную тетрадку в клеточку, в таких когда-то и мы писали. Но на обратной стороне наших тетрадок были либо слова гимна, либо таблица умножения. А на этой, к моему изумлению, я увидел портреты четырех великих американских президентов. Это что? Для кого? Почему? Глупость, недомыслие, случайность? Нет, ребята! Это тонкий и далеко идущий расчет - что называется, 25-й кадр. Ненавязчиво в сознание детей внедряется интерес: а почему, каждый раз закрывая тетрадку, я должен увидеть изображение четырех людей, никогда никакого отношения не имевших к моей стране? Допустили бы образовательные институты США напечатать на американских тетрадках портреты, скажем, Петра Первого, Александра Невского, Петра Столыпина или Дмитрия Донского? Думаю, вы не сомневаетесь в ответе: никогда.

Мудро и кратко сказал по этому поводу Святейший Патриарх Кирилл. Разброд и шатания в умах. Разлом в душах. Сколько голов, столько и умов. Нет сердечного понимания того, что российские народы - единое целое, сообщающиеся сосуды. Вот о чем надо помнить всегда и относиться ко всем людям, живущим в России, с любовью и бережно.

Мой отец однажды сказал: "Сегодня дети - завтра народ". Какой же народ мы получим из детей, которые лишены корневой системы и не знают ни своей истории, ни ее героев? Недавно в одной средней школе учащихся спросили, кто такой генерал Карбышев. Не ответил ни один человек. А кто такой генерал Власов, ответили 98 процентов. Потому что это "жареное", потому что это бывшее запрещенное. Но оно же - и гнилое. Посмотрите, что показывают по телевидению в прайм-тайм. Обхохочешься! А что творится в нашем кино? Там создан некий стереотип гражданина, которого в СМИ, политкорректно потупив взор, называют россиянином. Если это кавказец, то либо бородатый злой, жестокий человек с автоматом, либо стоящий за прилавком торгаш с сальными и вороватыми глазками. Это стало знаком, вернее - клеймом. Если русский - то грязный, пьяный, ничтожный, тупой. Из этого вырастает отвратительный образ народов и страны в целом, к которому все потихоньку-помаленьку привыкают. Самое страшное в этом привыкании - равнодушие и неуважение к человеческой жизни и смерти. Парадоксально, но именно этот унижающий достоинство человека кинематограф, кинематограф нищий и неталантливый, абсолютно непрофессиональный, культивируется и именуется нашими критиками священным словом "артхаус".

Всерьез на эти больные темы мы друг с другом не говорим. Никто не хочет разговаривать всерьез. Везде звучит как заклинание: уберите - нам этого не надо! Мы упорно не хотим ничего знать - до того момента, пока красный петух не клюнет нас в задницу. Ну да, в Москве, в громадной песочнице, в "вавилоне" Садового кольца этот "караул" был не всегда виден и заметен, замазанный густым слоем гламурного макияжа (хотя сегодня он отозвался тысячеголосным эхом у стен Кремля, в событиях "Манежки"). Но в России-то этот "караул" давно и практически повсюду. Взгляните хотя бы на мост, потрясающий мост, построенный на Дальнем Востоке, - произведение искусства, триумф инженерной мысли, и посмотрите на людей, которые под этим мостом живут, на тех, "кто снизу", - просто Шанхай 1920 года...

А двойные стандарты, социальное неравенство, имущественное расслоение и коррупция, среди которых мы живем? И при всем этом "глубокомысленные" рассуждения: может или не может, должен или не должен следователь отпускать подозреваемых в убийстве?.. Я не нытик и не диссидент. Именно тот, кто любит свою страну, обязан видеть ее болевые точки и говорить о них вслух.

Да, "Сколково" - замечательно, прекрасно. Нанотехнологии - изумительно. Но все эти инновации касаются пятидесяти, пятисот тысяч человек, я не знаю, ну трех миллионов. Но ведь есть люди, и их большинство, которые вообще не имеют к этому отношения. И совершенно к этому равнодушны. У них другие проблемы, по нашим меркам - мелкие, по их - жизнеобразующие. Еще много лет отделяют их от момента, когда они поймут, что "Сколково" - это круто и необходимо всем. И живут эти люди в совершенно другой стране, в деревнях, среди миллионов гектаров необрабатываемой, умирающей земли, в заброшенных поселках и вымирающих малых городах. Дело-то в том, что в России только на нанотехнологиях, как и на штыках, усидеть невозможно.

Поэтому когда президент с металлом в голосе, возмущенно и справедливо говорит о "Манежке", говорит серьезные, страшные и активные вещи, это впечатляет. Но мне бы хотелось, кроме этого и прежде этого, услышать в послании президента хоть что-нибудь о культуре, о духовном стержне, о земле. Просто о земле, которая брошена и покинута пахарем. И я уверен, что, если эти слова прозвучат от сердца, люди их услышат, поймут и откликнутся. Только тогда мы сможем выстоять в любых невзгодах и детей правильно воспитать. Без корней и иммунитета ничему хорошему мы их не научим. Получим брошенное и преданное поколение, которое придется только в тюрьму сажать, а они будут выходить оттуда - страшные, озлобленные и оскорбленные...

Великий русский философ Иван Ильин гениально сказал: "Жить надо ради того, за что можно умереть". Заметьте - не ради того, за что можно кого-то убить, а именно умереть самому. Есть ли у нас в сознании, воспитано ли в нас представление о том, за что можно умереть? Вот и начинаешь задумываться об исламских смертниках. Значит, у них есть в сакральных глубинах что-то, что важнее жизни. На шевронах русских офицеров было вышито: "За Веру, Царя и Отечество". Это триединство и было тем, за что и русский солдат, и русский офицер могли отдать жизнь. Что сегодня можно написать на шевронах российских офицеров? Вернее, написать можно что угодно, а вот что реально может стать незыблемой, непреложной основой для тех, кто не мыслит своего существования вне того, что есть Россия?

Пока не поздно, давайте притормозим, передохнем от хохота и удовольствий, сосредоточимся на себе, на нашем сегодня, чтобы обрести завтра. С русским человеком нужно разговаривать - прежде, чем он потеряет желание и возможность слушать и слышать. Он может все понять и простить, если почувствует, что разговаривают именно с ним, а не с кем-то о нем. А иначе - прохохочем и пропляшем страну, проспим детей, упустим Россию.

Комментарии
Прямой эфир