Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин присвоил звание Героя России 100-летнему ветерану ВОВ Садыкову
Экономика
Власти могут упростить экспорт алмазов из России
Армия
Силы ПВО РФ сбили беспилотник в небе над Крымом
Общество
Эксперты ЭИСИ назвали непризнание Европой выборов в РФ подрывом демократии
Мир
МИД Киргизии призвал своих граждан временно воздержаться от поездок в РФ
Авто
Продажи автомобилей в РФ в январе–апреле 2024 года выросли на 71%
Мир
Ле Пен раскритиковала заявления Макрона о возможности отправки войск на Украину
Общество
Подозреваемого в нападении на девочку в Люберцах задержали
Общество
Путин наградил подростков, спасавших людей во время теракта в «Крокусе»
Общество
Полиция установила личность ударившего школьницу прохожего в Подмосковье
Мир
На Украине сообщили о бегстве уклонистов в Молдавию
Политика
В Совфеде обвинили Швейцарию в утрате нейтрального статуса
Культура
Жан Рено опубликует свой первый шпионский роман
Мир
Bloomberg сообщило об остановке торговых отношений Турции с Израилем
Экономика
Эксперт назвал заявления о серьезном повреждении энергосистемы Украины пропагандой
Общество
Суд продлил арест замглавы авиационной компании МЧС Матвеева
Общество
ФСБ задержала в ЛНР собиравшую сведения о ВС России гражданку Украины

Липовые анкеты

Один из критериев оценки органов власти - то, как к их работе относятся обычные граждане. Самый надежный способ выяснить это - провести социологический опрос. Заказы на них сами госорганы активно размещают на сайтах госзакупок. Но все грехи системы закупок в полной мере проявляются и здесь - государство, как выяснили "Известия", теряет десятки миллионов "социологических" рублей
0
(рисунок: Владимир Буркин)
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Один из критериев оценки органов власти - то, как к их работе относятся обычные граждане. Самый надежный способ выяснить это - провести социологический опрос. Заказы на них сами госорганы активно размещают на сайтах госзакупок. Но все грехи системы закупок в полной мере проявляются и здесь - государство, как выяснили "Известия", теряет десятки миллионов "социологических" рублей.

Заказов на различные социологические исследования - масса. Органы власти готовы изучать все: рейтинги доверия губернаторам, социальные настроения, оценку любых своих нововведений. И это не блажь, а обязанность, диктуемая законодательством. Желающих помочь власти в изучении мнения граждан немало - речь все-таки идет о возможности заработать за счет бюджетных средств. Но победителями в конкурсах зачастую становятся компании, при упоминании которых на лицах социологов отражается в лучшем случае недоумение.

- Система госзакупок позволяет участвовать в этих конкурсах лицам, далеким от социологии, занимающимся, например, торговлей, строительством или оценкой собственности, - говорит Ирина Муратова, директор "ФОМ-Красноярск". - Они выигрывают потому, что снижают цену фактически вполовину от заявленной. А нормальные социологические фирмы из-за этого демпинга в итоге проигрывают.

Муратова приводит красноярский пример: администрация города единым пакетом заказала пять исследований, предлагая за них 1 миллион 371 тысячу рублей. Конкурс выиграла компания, запросившая гораздо меньше, - 736 тысяч. В итоге деньги потрачены, а заказчик, по данным Муратовой, сейчас готовит исковое заявление: вместо 9 тысяч опросных анкет он получил всего около тысячи. Краевая же администрации Красноярска уже выиграла суд - она поняла, что за потраченные 540 тысяч рублей так и не смогла ничего узнать о социальном самочувствии жителей края.

Оценкой наркоситуации в Челябинской области занималась компания под названием "Рудометофф и Ко" (на поиск по этому названию в интернете выскакивают исключительно открытые "Рудометофф" вакансии интервьюеров). А опросить в начале прошлого года 14 тысяч (!) респондентов вызвался индивидуальный предприниматель Юрий Беспечанский. Причем нужно было составить рейтинг доверия не только губернатору той же Челябинской области, но и президенту. Суммы, которые получили эти два исполнителя - 207 тысяч рублей и 245 тысяч, - не слишком велики. Но в каждом регионе подобных контрактов - десятки в год.

Смелость министерства берет

Странности, говорят социологи, случаются и на федеральном уровне, хотя гораздо реже, чем на региональном.

Например, в середине 2010 года Минпромторг объявил конкурс на проведение одного любопытного исследования, посвященного сокращению часовых поясов и отмене перехода на летнее-зимнее время. Одна из целей работ, указывал заказчик, - "выявление отношения и структуры приоритетов населения". Социологическими методами нужно было зафиксировать позитивные и негативные ожидания от сокращения часовых поясов, "отношение к мероприятиям, связанным с применением на территориях регионов времени нового часового пояса". Цена вопроса - 18 миллионов рублей.

- В конкурсе приняли участие два коллектива. Один - юристы, а второй - компания, чье название и адрес совпадают с названием и адресом фирмы, занимающейся оптовой торговлей компьютерами, - говорит Владимир Звоновский, президент самарского Фонда социальных исследований. - Победила вторая. На основе ее выводов правительство, как можно предположить, будет принимать решение по часовым поясам. Причем тема-то чувствительная, политически значимая, потому что она выводит людей на улицы. А у нас, в Самаре, конкурс по переходу на московское время относительно недавно выиграла компания, занимающаяся печатью бланков. Вероятно, она подумала, что это примерно одно и то же - бланки и анкеты. С задачей она не справилась, конкурс в итоге аннулировали.

Еще пример: консалтинговая фирма из Перми с гордостью сообщает на своем сайте, что она выиграла заказ у ФСБ "на проведение научно-исследовательских работ в 24 регионах по выявлению проблем противодействия идеологии терроризма", а также у МИД - "на проведение научно-исследовательских работ в Германии, Украине, Молдавии и Латвии по выявлению количества потенциальных переселенцев и прогнозирование динамики миграционных процессов в европейском регионе". Каких-либо филиалов и представительств в других регионах, не говоря уж о Европе, у компании, созданной всего три года назад, нет. Причем в конкурсе по заказу ФСБ пермская фирма умудрилась обойти ВЦИОМ и Российскую академию госслужбы. Возможно, потому, что при заявленном максимуме в три с лишним миллиона рублей она предлагала изучить проблемы терроризма гораздо дешевле остальных - за 1 миллион 770 тысяч. И срок исполнения предложила меньший. О конкретных результатах исследования сайт этой консалтинговой фирмы деликатно умалчивает. Зато рассказывает, какие социологические исследования компания провела в 2010 году. Всего их три: опрос малых и средних пермских предприятий, мониторинг цен городских салонов бытовой техники и опрос покупателей книг.

Усидеть на сломанном стуле

- Закон о госзакупках фактически стал на сторону халтурщиков, - говорит Игорь Задорин, глава исследовательской группы "ЦИРКОН". - Критерий один - цена. Закон в известной степени принуждает госзаказчика покупать некачественный товар.

Но если, например, некачественные стулья легко можно обменять, то с социологией такой фокус не пройдет. Приходится "сидеть" на том, что дали. А "сидеть" в данном случае - это формировать региональную политику по тем или иным направлениям.

Есть еще один вариант - суд, по решению которого можно вернуть потраченные бюджетные деньги. В Пермском арбитражном суде, например, сейчас находится сразу несколько исков, поданных краевой администрацией. Но при этом в большинстве случаев госорганы предпочитают смириться с тем, что есть, - им неудобно признавать собственные ошибки и тот факт, что деньги, по сути, потрачены впустую.

- Тех, кто может провести хорошее и качественное исследование, в каждом регионе можно пересчитать по пальцам одной руки, и их все знают, - говорит Василий Токарев, гендиректор волгоградского центра "Аналитик". - Если заказчик действительно хочет, чтобы исследование было нормальным, он тщательно и целенаправленно работает с конкурсной документацией и ставит некие входные барьеры - например, по опыту работы в этой сфере. А если исследование нужно только для того, чтобы поставить галочку о его проведении, то получается, как правило, полная ерунда.

В сфере госзакупок, как подчеркивал Дмитрий Медведев, государство ежегодно теряет до триллиона рублей - это и "откаты", и просто нецелевое использование. Точно подсчитать, какой "вклад" в эту сумму вносят социологические заказы, невозможно. Но масштаб все равно представим.

- У нас по Самарской области, скажем так, "непрофильные" компании занимают поштучно процентов 20, а по деньгам - процентов 30 рынка госзакупок, - говорит Звоновский. - В целом же я бы оценил наш региональный рынок тендеров в этой сфере миллионов в десять рублей. В Самарской области проживает 2,5 процента от населения страны, дальше считайте сами.

Медведев считает, что закон о госзакупках необходимо менять. Уже понятен и срок, к которому должны быть готовы поправки, - апрель 2011 года. Для того чтобы закрыть "социологическую" дыру, по мнению экспертов, надо совсем немного - отнести проведение опросов не к услугам, аналогичным поставкам тех же стульев, а к категории научно-исследовательских работ, где решающим фактором выступает не цена, а квалификация предполагаемого исполнителя.

Госзакупки свели воедино

С 1 января этого года начал свою работу обновленный сайт госзакупок: теперь на нем есть и информация о региональных заказах. Раньше у каждого региона была своя собственная интернет-площадка, и потенциальным поставщикам приходилось приложить массу усилий для того, чтобы найти интересующий их заказ. Теперь единая система поиска работает и для федеральных, и для региональных заказов. И, как отмечает Минэкономразвития в своем сообщении, именно этот сайт (www.zakupki.gov.ru) теперь является единственным официальным источником информации о госзакупках. Остальные сайты могут расцениваться лишь как вспомогательные источники. Впрочем, в связи с гигантским объемом информации разработчики предупреждают: до 1 июля сайт может работать в "режиме ограниченной функциональности".

Комментарии
Прямой эфир