Космическая эра "Воскресения"

известия: У "Воскресения" есть какие-то определенные требования к клубным выступлениям? Почему вы готовы сыграть на этой площадке?
андрей сапунов: В конце декабря я побывал в новом Music Town впервые, на дне рождения Жени Маргулиса, и мне клуб очень понравился. Однако мое личное впечатление от той или иной площадки не влияет на выбор залов, где играет "Воскресение". Это прерогатива нашего директора.
и: Понятное дело. Но ваш директор Владимир Сапунов по совместительству является твоим родным братом. Он знает, что тебе более близко, что менее. Или вы такие моменты не обсуждаете?
сапунов: Не обсуждаем. У нас достаточно других тем для разговоров. Мы так давно вместе, что многие рабочие нюансы нам понятны без дополнительных слов. И если поступит какое-то странное предложение выступить где-то, где нам вряд ли понравится, полагаю, мы о нем даже не узнаем. Благодаря директору мы ограждены от подобных "контактов" с внешним миром.
и: Да, "Воскресение" многими в нашей музыкальной среде воспринимается как явление весьма обособленное, существующее в своем измерении. Группа действует созвучно названию своего последнего студийного альбома "Не торопясь", и, кажется, у ее участников достаточно времени для частной жизни вне профессии?
сапунов: Конечно, есть масса обывательских вещей, которые могут быть интересны. Можно с собачкой на улице гулять или поиграть на бильярде.
и: Как ты считаешь, представителям молодого поколения музыкант Андрей Сапунов должен сейчас казаться опытным профессиональным исполнителем, постепенно становящимся "сытым бюргером", или все еще достаточно рок-н-ролльным парнем?
сапунов: А я никогда не был рок-н-ролльным парнем. Это определение ко мне не относится. На мой взгляд, я далек от игр в рок-н-ролл. Мне иные нравятся высоты, нежели железные цепи имиджа.
и: А Алексей Романов (лидер группы "Воскресение". - "Известия") - это рокер?
сапунов: Я полагаю, речь идет просто о терминологии. Раньше все, кто появлялся на сцене с электрическими гитарами, считались рокерами. Алексей, скажем так, хиппан, который пишет гениальные песни.
и: Участники "Машины времени" неоднократно говорили, что этап плотного общения друг с другом уже прошли. Сейчас их объединяет прежде всего работа. А помимо нее у каждого из них есть свой круг общения. У музыкантов "Воскресения" та же ситуация?
сапунов: Да. Скажем, мы с Алексеем не созваниваемся регулярно, чтобы рассказать, как каждый из нас провел день. Собственно, мы и раньше не особо интенсивно созванивались, просто были времена, когда мы и так с утра до ночи были вместе, потом такое стало происходить реже. Но, по-моему, это нормальный ход событий. Сомневаюсь, что другие музыканты, много лет выступающие вместе, как и в молодости, продолжают сутками гостить друг у друга дома. Так можно с ума сойти. Людей даже перед полетом в космос тщательно подготавливают к психологической совместимости. А они летят-то, в крайнем случае, на год-полтора. Мы же с Алексеем вместе уже десятки лет.
и: Ты и вокалист, и автор ряда известных песен. На каком-то этапе в истории "Воскресения" возникала проблема уместить в рамках одной программы и романовские композиции, и твои?
сапунов: Никогда у нас таких трудностей не было. Я считаю, что группа "Воскресение" - это, конечно, репертуар Алексея Романова. И я с превеликим удовольствием его исполняю. Существует очень мало материала, который мне бы, вокалисту, закончившему Гнесинку, хотелось петь. А вот песни Романова я пою охотно. Так что я здорово устроился.
и: Несмотря на то что вне группы вы теперь общаетесь меньше, все же есть какие-то темы, которые вы и сегодня с интересом обсуждаете?
сапунов: Вчера, например, я скинул Алексею адрес сайта, на котором можно прочесть то, о чем я ему давно говорил. Лет 30 назад мне попалась книга Чижевского, где излагалась теория космических эр в его беседах с Циолковским. Замечательная штука. На днях перечитал ее - завораживающая вещь.
и: Помнится, лет двадцать назад Романов с воодушевлением рассказывал мне, что изучил труд Льва Гумилева "Этногенез и биосфера Земли". Видимо, у вас устойчивые и схожие интересы в познании мира?
сапунов: Когда Лев Гумилев еще был жив и по телевизору показывали передачи с его участием, я бросал все и сидел их смотрел.
и: А общаешься ли ты сейчас с Александром "Фаготом" Бутузовым, еще одним автором текстов песен, которые ты исполняешь, и давним другом "воскресников" и "машинистов"?
сапунов: Да, общаюсь, недавно написал еще парочку песен на его стихи. Фагот, конечно, настоящий затворник, одиночка, сидящий со своей собакой в квартире как в норе. И из этой норы он смотрит на жизнь. Он из круга близких мне людей, и к нему я порой могу заглянуть в гости.
и: Периодические совместные выступления "Воскресения" и "Машины времени" - это чистый бизнес, мотивированный Владимиром Сапуновым, директором обеих групп? Или тут желание, любопытство, прикол самих музыкантов?
сапунов: Все, что ты перечислил, - в точку. Есть и коммерческий интерес, и возможность иногда увидеться и сыграть со старыми друзьями тоже интересна. Вдруг у нас получится? И получалось, к слову.
и: Любой разговор с музыкантами "Воскресения" не обходится без упоминания Константина Никольского. Каково твое восприятие этого человека и объяснение столь принципиального размежевания с ним более четверти века назад?
сапунов: Разные системы координат у нас с Константином. Конкретнее ответить сложно, ибо начнешь вдаваться в ненужные сейчас частности. Я, честно говоря, и думать не желаю о той ситуации. Разошлись в свое время - и слава богу. С Никольским я уже не одно десятилетие не общаюсь и сказать о нем что-либо не могу.
и: Много лет спустя, после ухода Никольского из "Воскресения", ты продолжал на концертах исполнять его песни, официально их объявляя и благодаря за это автора. Но потом они окончательно исчезли из вашей программы. От Никольского мне доводилось слышать, что он хотел бы запретить "Воскресению" петь его композиции. Это так?
сапунов: Да-да, он чего-то все запрещает... Когда "Воскресение" в очередной раз собралось в 1994-м, меня Женька Маргулис замучил: "Давай, пой Костины песни, народу это надо...". Ну вот, я попел-потерпел тогда год и "завязал" с ними. Народу, наверное, надо, а я больше не могу. И, кстати, ничего, "Воскресение" и без них существует.