Этот цивилизованный новый мир
Причин тому множество, в том числе внутренних. Но внешние важнее, потому что давно не было такого ощущения, что меняется все подряд - система управления международной политикой, состав списков сильных и слабых государств, понятия о том, что хорошо, а что плохо в действиях на мировой арене.
Вот и сейчас... БРИКС - то есть Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка: это что? Это попытка новых держав, которые выросли до лидерских позиций, подправить систему глобального менеджмента под новые реальности. В экономике: валютные корзины, квоты в Международном валютном фонде, стабилизация цен на продовольствие... Еще - разрастающиеся планы развития деловых связей между самими странами БРИКС, причем связи эти и правда укрепляются. Китай, например, вернул себе позиции первого торгового партнера России, но куда интереснее наблюдать за тем, что происходит в торговле того же Китая и Бразилии. Вроде бы общей границы нет, а вот же... Есть у БРИКС уже и политические планы - например, насчет применения силы в Ливии.
Специалистам еще в 80-е годы было ясно, что приближается век Азии. Но сейчас к этой простой формуле нужны уточнения. Во-первых, к этой "Азии" все больше тяготеют страны Латинской Америки и Африки, что в составе БРИКС и проявляется. Во-вторых, все яснее, что никакой Азии нет, есть несколько разных регионов с непохожими интересами.
Вот, например, мой друг - международник из Дели Гюльшан Сачдева прислал свою статью на тему о новой "большой игре" в Афганистане. Но не между Россией и Британией, а между Китаем и Индией. Да-да, вы же не думаете, что в Афганистане доминировать будут США или европейцы? А между прочим, эта новая "большая игра" - одновременно и большая проблема для России. Какие цели у нашей центральноазиатской политики? В чем смысл наших совместных с Китаем усилий в ШОС? Серьезные вопросы. Они, в числе прочих, и решаются на саммитах БРИКС, форумах типа Боао. Очень разные страны, объединяемые сознанием своей возросшей силы, учатся договариваться друг с другом.
А теперь - насчет российской ситуации.
Послесоветская Россия пережила две внешние политики. Первая, политика прозападных иллюзий, окончательно умерла в 1999 году, в дни югославской войны. Далее - если не вспоминать лишний раз иллюзии 2001 года о глобальном единстве перед лицом терроризма - была, по сути, оборонительная внешняя политика. Выстоять, уцелеть, сохранить свободу действий в эпоху войны против Ирака и "цветных революций" по российскому периметру. Ну, выстояли.
А мир тем временем стал другим. Лучший пример тому - жалкий фарс ливийской войны: это вам не Югославия, это уже не страшно, это противно. Мир оказался не просто многополярным, а неуверенно-многополярным. Кто-то в США еще грозит "конфронтацией" ставшему второй державой Китаю, но вы бы хоть с Ливией разобрались, что ли. Кто-то в Китае - на уровне экспертов - заявляет, что саммит БРИКС показал: переход экономической власти в мире уже произошел. Но с чего тогда Китай изо всех сил избегает активной глобальной политики? В общем, пока - баланс.
Будет интересно, если в ходе нашей предвыборной дискуссии прозападные либералы признают, наконец, что политика "слиться с Западом, чтобы пугать Восток" устарела еще в 90-е. А наши антизападники признают, что Восток нужен не для того, чтобы пугать Запад, а сам по себе.
Но на самом деле выиграют в этой истории не "западники" и не "восточники". Выиграют умные. Те, кто будет следить за переменами в мире, с удовольствием изучать растущих лидеров - в конце концов это и есть "цивилизованный мир", древние культуры и цивилизации, они очень интересны. И делать выводы насчет того, что с этими лидерами вместе сделать хорошего. В принципе к этому сводится в том числе и нынешний южнокитайский визит Дмитрия Медведева.
Автор, политический обозреватель РИА Новости - специально для "Известий"