Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин отметил недопустимость беспредела в изъятии детей из семей
Мир
В Кремле указали на невозможность западных ракет ATACMS изменить ход СВО
Мир
Песков назвал поставки ATACMS Киеву подтверждением вовлеченности США в конфликт
Мир
Папа римский призвал к переговорам для завершения конфликтов на Украине и в Газе
Армия
Минобороны пополнило экспозицию выставки трофейного оружия из зоны СВО
Общество
В Госдуме предупредили о новой схеме мошенников к 9 Мая для обмана пенсионеров
Общество
Матвиенко заявила о необходимости создать условия для возвращения россиян
Экономика
В ГД внесен законопроект о продлении помощи многодетным в погашении ипотеки
Экономика
ТПП предложила выделить 9 млрд рублей на развитие газомоторного топлива в РФ
Мир
Стало известно о возможной продаже TikTok в США компаниям вне сферы технологий
Мир
Литва на год продлила ограничения на въезд для граждан РФ и Белоруссии
Общество
Путин поручил обеспечить проектирование скоростной автодороги от М-4 «Дон» до Сочи
Мир
Глава МО Белоруссии указал на наличие правовой базы для защиты Союзного государства
Политика
Захарова назвала ничтожными призывы Европарламента не признавать выборы в РФ
Мир
Посольству РФ отказали в участии в церемонии по случаю освобождения Маутхаузена
Мир
В Великобритании число магазинных краж выросло до рекордного уровня

Наш забытый союзник Гондурас

Неужели Тува все еще не отменила состояние войны с Германией? Откуда памятник своим солдатам, погибшим во Второй мировой, в африканском Свазиленде? А на Багамах? А в суринамском Парамарибо? Что за Мишка Бабичефф руководил действиями абиссинской авиации против Муссолини?
0
Летчики гондурасских ВВС изучают район Тихого океана, по которому предполагали пройти советские подлодки
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Почему первым иностранцем - кавалером ордена Ленина в Великую Отечественную стал новозеландец? Многие из этих парадоксальных историй уже легли в основу серии специальных репортажей в программе "Вести в субботу с Сергеем Брилевым" на канале "Россия 1". Но, по словам самого Сергея, "окартинить" для телевидения удалось только процентов 10-15 от раздобытого материала. Поэтому сейчас он готовит к печати целую книгу"Забытые союзники". Ко Дню Победы "Известия" попросили нашего коллегу дать почитать отрывки. В ответ он подготовил выжимку из главы про такого неизвестного союзника СССР, как: Гондурас.

Для русского слуха уже одно название этой страны звучит, конечно, смешно. Но, во-первых, для местных жителей он никакой не Гондурас, а "Ондурас" (с ударением на втором слоге), а сами они - не гондурасцы, а "ондуреньёс". На мой личный вкус, так, по-испански - куда изящнее.

Во-вторых, рискуя, конечно, совершенно запутать сейчас читателей "Известий", скажу, что лично я о, похоже, по-настоящему глобальной роли Гондураса во Второй мировой войне задумался, когда мне о нем рассказали в... Новой Зеландии.

Обо всем по порядку.

Под флагом Гондураса

Итак, первоначально ни о каком Гондурасе я и думать не думал. Но вдруг, из раза в раз, эта страна стала всплывать и в близких к ней, и в совершенно противоположных частях света.

Близкая - это Куба. Про нее, в свою очередь, у нас совсем не принято было упоминать, что вообще-то первым союзнические отношения с СССР установил не Фидель Кастро, а свергнутый им Фульхенсио Батиста - кстати, не дожидаясь исхода Сталинградской битвы, еще осенью 1942 года. И союзником он был отнюдь не формальным: в частности, сами кубинцы потопили в своих водах немецкую подлодку U-176. А когда, готовя главу про Кубу, я попал в одно занятное хранилище древностей в Гаване, то выяснил: от той немецкой подлодки младший лейтенант ВМС Кубы Марио Рамирес Дельгадо спас два корабля, которые везли сахар и для США, и для СССР. А шли корабли под флагами Кубы и... Гондураса!

Но то была уже вторая "зацепка". Первой же были сведения, полученные от ветеранов-новозеландцев британских "Северных конвоев" (тоже отдельная история и отдельная глава в книжке). Именно новозеландцы мне и подсказали, что собственными глазами видели: и в наш Мурманск корабли по "ленд-лизу" заходили под флагами не только США и Его Британского Величества, но и все того же Гондураса!

Впрочем, мало ли что спустя многие десятилетия могло вспомниться людям заслуженным, но уже очень пожилым? Как же было перепроверить эту информацию?

Сделать это было на удивление легко: у американских и британских историков оказались детальнейшие списки кораблей по всем без исключения конвоям PQ. Очень скоро я и нашел в этих списках два корабля с гондурасской регистрацией. Назывались они "Мана" и "Макавао".

С нашими документами - сложнее. Да, раз в год, к 9 мая, вся страна клянется в верности памяти Великой Отечественной. Но, на поверку, храним мы эту память - "постольку поскольку". Ниже я привожу письмо, полученное мною от заведующего бюро "Вестей" в Мурманске Дмитрия Высоцкого. От меня он получил и номера конвоев, и даже даты их швартовки в Мурманске. Но ответ пришел только через месяц.

"Рассказываю. После неудач в архиве торгового порта и областном краеведческом музее я озадачил музей Северного флота. Но и там после долгой паузы мне ответили, что о гондурасских судах в составе конвоев ничего не слышали. В областном Госархиве, сам понимаешь, документов - тьма...

Я выбрал несколько. Первое, во что мне пришлось погрузиться, - в бухгалтерию порта за 42-й год. Любопытно, конечно, но безрезультатно. Затем ко мне попала пухлая папка "Распоряжений по морскому торговому порту". Ничего.

В докладных записках-справках Мурманского обкома ВКП (б) по работе торгового порта выяснил численность докеров. Посочувствовал их рациону питания, даже узнал, что в марте 1942 года "16 рабочих порта отравились этиловым спиртом и умерли", за что суровое наказание по законам военного времени понес какой-то начальник.

И на каких-то обрывках бумаги, буквально клочки, написанные от руки, встретил!

Итак, "Докладная записка о количестве судов и грузов":

"Макавао" и "Мана", тоннажи такие-то и такие-то.

Но из этих же документов выяснилось: корабли были всего-то зафрахтованы правительством США. Да, шли они под удобным для налогообложения гондурасским флагом. Но на борту были сплошь американцы.

Неужели конец истории? Как выяснилось, отнюдь нет!

Гондурасские "отпускники"

По пути в Гондурас - опять Куба. Именно там, в лавке букиниста Хоакина Бермудеса на старогаванской улице Обиспо, я, наконец, смог всего за 30 "конвертируемых песо" приобрести то, за что на интернет-аукционах с меня просили многие тысячи настоящих долларов: подшивку уникального журнала "Эн Гуардиа". Мутные ссылки именно на этот журнал я встречал в пересказах истории о том, что в операциях по "ленд-лизу" принимал участие корабль не просто под гондурасским флагом, а еще и с гондурасским экипажем. И вот теперь у меня оказался оригинал:

"С наступлением ночи 10 ноября 1942 года корабль "Контесса" вошел из моря в реку Себу во французском Марокко. В трюмах было оружие и топливо для механизированных частей армии США. Разгрузилась "Контесса" под огнем противника. Когда бой был завершен, командир американских военных предложил, чтобы над площадью взятого им форта был поднят флаг с "Контессы". И то был бело-голубой флаг Гондураса, ставший, таким образом, одним из первых знамен союзников, которому суждено было развеваться над Северной Африкой".

Подвиг тем более поразительный, учитывая, что до войны "Контесса" была... круизным лайнером.

Но в той же публикации были и еще более любопытные сведения: что в тот же период Второй мировой в бой вступили и... ВВС Гондураса.

Иными словами, надо было ехать - в Гондурас.

Объявление войны

В декабре 1941 года от имени Гондураса войну Японии, Германии и Италии объявил тогдашний президент страны дон Тибурсио Кариас Андино. Сегодняшний глава республики, Порфирио Лобо, в интервью нам сказал про это дословно следующее:

- Мы просто были одной из стран, которые боролись за свободу. И я думаю, если бы такая ситуация повторилась, мы бы и сейчас выступили против тех, кто пытается отнять свободу.

Красиво сказано? Конечно! Но если знать, что объявившего войну державам Оси президента Кариаса Андино за глаза называли "гондурасским Сталиным", то выглядит это несколько по-другому. Не такой кровожадный, как его сосед Сомоса-отец в Никарагуа, но и дон Тибурсио был - еще тот персонаж. Однако американцев этот большой любитель переписывать под себя конституцию вполне устраивал: по той же причине, по какой про его соседа Сомосу Рузвельт на века сказал, что он "сукин сын, но наш сукин сын". Схема была такая: американцам нужна была гирлянда лояльных банановых республик на подходах к стратегическому Панамскому каналу, за верность себе в Вашингтоне закрывали глаза на тамошние мздоимство и жестокие репрессии, но ожидали безусловной лояльности в кризисных ситуациях. Таким кризисом как раз и стало нападение в декабре 1941 года японцев на Перл-Харбор. Вот тогда-то гирлянда и засверкала.

Но тогдашнего президента Гондураса уж точно никто не тянул за руку, когда в декабре 1941 года он отправил телеграммы о вступлении в войну и своему "начальству" в США, и... "дону Хосе Сталину".

Именно это и заставило меня предположить, что тогда у Москвы с Тегусигальпой могло быть и нечто большее, чем, скажем так, опосредованное общение через США. Задавшись таким на первый взгляд умозрительным вопросом, я и предполагать не мог, какой вскрою поразительный пласт забытой всеми истории.

Тонкантин

Тонкантин - это название международного аэропорта в гондурасской столице Тегусигальпе. На въезде в военный сектор - постамент с одним из немногих сохранившихся во всем мире американских боевых самолетов "Авиакобра". В годы Второй мировой это был "последний писк" военной мысли. Достаточно сказать, что у нас на таком летал сам трижды Герой Покрышкин (у которого было право выбора). А теперь вдумайтесь: из всех стран мира США поставляли такие самолеты своим великодержавным партнерам и какому-то Гондурасу! За что?

Справедливости ради замечу, что в Гондурас "Авиакобры" стали поступать уже после окончания войны. А во Вторую мировую основной боевой единицей гондурасских ВВС был такой аппарат, как NA-16-2А. У этого самолета наша съемочная группа и была представлена уникальному человеку: единственному живущему по сей день из числа тех, кто служил в ВВС Гондураса тогда. И вот он-то, ныне генерал Хосе Энрике Сото Кано, и рассказал, где же прежде всего, взлетая с Тонкантина, гондурасцы искали... вражеские подлодки!

Логово

Одна из самых стойких легенд вокруг острова Тигра в Заливе Фонсека на берегу Тихого океана такая: здесь, на стыке морских границ Гондураса, Сальвадора и Никарагуа, на самом подходе к Панамскому каналу, хотел обустроить военно-морскую базу и Гитлер.

Легенда появилась не на пустом месте: к середине ХХ века на острове Тигра обосновались многочисленные этнические немцы. Но с началом войны этих немцев депортировали. Это - отдельная и печальная история: под репрессии попали не только члены зарубежной ячейки НСДАП, а вообще все немцы. Абсурдность случившегося подтверждает и то, что и после депортации этнических немцев гитлеровские субмарины продолжали преспокойно шастать вдоль берегов Центральной Америки. Хотя нет, не "преспокойно". Их "пасли" как раз гондурасцы, вовремя сообщая об обнаружении немецких подлодок союзному командованию. И патрулирование было именно боевым: например, 3 августа 1942 года на свою базу в Тонкантине так и не вернулись пилоты Франсиско Мартинес и Армандо Мурильо Диас.

В принципе это уже само по себе сенсационно. Какой-то "смешной" Гондурас и вдруг - вполне себе серьезный и активный участник Второй мировой войны!

Но и это было не все. Еще в интервью нам генерал Сото Кано сказал, что с воздуха гондурасские летчики видели тогда и какие-то "другие" субмарины: не немецкие, не японские и не американские.

Стоп! Так ведь по этим водам шли и наши подлодки!

Случайные связи?

Сегодня об этом уже мало кто помнит, но из-за дефицита подлодок на Северном флоте в 1942 году было принято поразительное решение: перебросить туда шесть советских субмарин из Владивостока и Петропавловска - через Панамский канал. Одна из этих лодок, С-56, в итоге совершила "кругосветку" и установлена теперь на набережной Владивостока. Командовал ею будущий адмирал Григорий Щедрин.

Так видел ли, в свою очередь, он гондурасские самолеты, видевшие, возможно, как раз его подлодку?

Гатчина, Центральный военно-морской архив. Благодаря любезной помощи Главного штаба ВМФ России я, не веря в собственное счастье и, конечно, надеясь на везение, с трепетом листаю хрупкие от времени страницы вахтенного журнала С-56 за осень 1942 года. И на развороте от 22 ноября читаю:

"0900. На к.у. (курсовом углу. - С.Б.) п.б. (правый борт. - С.Б.) обнаружен... самолет".

Это была уже о-го-го какая зацепка! К тому же на том же развороте были и другие "косвенные" данные. В частности, за час до рандеву с самолетом координаты подлодки были такими: 9.49N 91.15W. Выяснилось, что от Тонкантина до этой точки - всего 641 км. Именно "всего", потому что туда-обратно получается 1282. А это меньше, чем 1441 км, составлявший дальность полета тогдашних гондурасских самолетов. То есть летчики "моего" Гондураса могли: а) долететь из Тонкантина до указанного квадрата; б) покружить над этим квадратом (не будем забывать, что на С-56 самолет обнаружили по правому борту, то есть со стороны не континента, а открытого океана) и даже после этого; в) все равно вернуться на базу.

И все-таки и это - тоже версия, а не факт. Почему?

Первая оговорка

Начнем с того, что если цитировать запись в вахтенном журнале С-56 от 22 ноября 1942 года целиком, то она гласит: "Самолет с американскими опознавательными знаками". Впрочем, как ни странно, это обстоятельство меня если и смутило, то только самую малость. Дело в том, что раскраска самолетов ВВС Гондураса такова, что гондурасскую темно-голубую звезду на белом фоне вполне можно перепутать с белой звездой на синем фоне, как у военных авиаторов США. По этой причине Григорий Щедрин мог перепутать, а мог этого просто не знать. Поэтому даже в статье, специально посвященной Латинской Америке, ни о каком Гондурасе он и не вспомнил.

Но запись о встрече С-56 с неким самолетом 22 ноября была в вахтенном журнале уже третьей: за предыдущий день, 21 ноября, я обнаружил нечто такое, что делало калькуляции, скажем так, более комплексными.

Тихий океан. 21 ноября 1942 года

Начинался тот день "рутинно": лодка идет себе и идет по великому Тихому океану. Но вот сразу после полудня:

"12 часов 15 минут. На к.у. (курсовом угле. - С.Б.) 60 градусов п.б. (правый борт. - С.Б.) обнаружен самолет с американскими опознавательными знаками.

13.00. Обнаружен второй американский самолет".

Вот здесь - загвоздка. Если предположить, что и в тот день и в той точке рандеву с борта С-56 увидели не американцев, а все-таки гондурасцев, то самолетам NA-16-2А с их запасом топлива до базы в родном Тонкантине было бы не дотянуть. Им тогда требовалась бы дозаправка где-то по пути. То есть на одной из авиабаз, которые в регионе держали ВВС США (других тогда там, повторю, и не было).

Оставалось воссоздать максимально полный список этих баз и вычислить "фаворитов".

Письмо из Пентагона

Зная педантичность американских военных архивистов, я не удивился, когда ответ на мой запрос в Пентагон пришел всего-то через неделю. Но e-mail от подполковника Роберта Дитчи поверг меня в изумление.

Итак, изучив архивы ответственной тогда за ту часть света 6-й воздушной армии США, американцы не обнаружили... вообще ничего. То есть ни гондурасцы на этих базах США в те дни не приземлялись, ни сами американцы никаких советских подлодок в том районе не обнаруживали. Получается, над С-56 летали какие-то НЛО?!

Гондурас-Нюрнберг

Думаю, все проще. Скорее всего в архивах остались записи об обнаружении только вражеских субмарин, а советские лодки были не своими, но - союзными. Ну а коли гондурасцы на базах в Гватемале и Коста-Рике в те дни не приземлялись, значит, 21 ноября 1942 года над советской подлодкой С-56 могли кружить только американцы. "Гондурасский вариант" в отношении 22 ноября остается, но и там, как я сказал, есть высокая вероятность, но не факт.

Пройдя в своем расследовании по такому большому кругу (Мурманск-Веллингтон-Гавана-Москва-Гатчина-Тегусигальпа-Вашингтон) и так и не обнаружив стопроцентных подтверждений "пересечения" ВВС Гондураса и Рабоче-Крестьянского Красного Флота СССР, я, тем не менее, не расстроился.

Во-первых, первый контакт с Латинской Америкой (пусть, судя по всему, и более опосредованный, чем я предполагал) у С-56 случился все-таки за несколько дней до встречи с лоцманом-панамцем. Про него в книжке будет целая глава, но здесь замечу, что на борт С-56 панамец поднялся в 8 часов 35 минут утра 25 ноября 1942 года. А это позже, чем полдень 21 ноября. Конечно, глобальный ход глобальной войны от этого не изменился, но все-таки - любопытно.

Во-вторых, заслуг "моих" гондурасцев это все-таки никак не умаляет. А к сказанному выше про корабли и каучук добавлю, что в годы войны Москва и Тегусигальпа наладили по-настоящему стратегический диалог на дипломатическом фронте. Тот же журнал "Эн Гуардия" регулярно сообщал о встречах посла СССР в США Андрея Громыко со своим гондурасским коллегой: ведь Гондурас стал тогда одним из соучредителей Нюрнбергского трибунала.

- Мы очень хотим, чтобы наши отношения с Россией развивались, - сказал нам нынешний президент Гондураса Порфирио Лобо. - Я думаю, что у наших стран похожие идеалы. И это дает большие возможности для сближения.

Однажды мы уже по одну сторону баррикад были. Это - бесспорно.

Полностью рассекреченные материалы о плавании наших подлодок вдоль берегов Центральной Америки в 1942 году
Комментарии
Прямой эфир