К знаниям тянись, с вузом не судись

Такая необычная для нашего высшего образования история случилась в вузе, и без того известном своими строгими порядками. Контроль посещаемости здесь проводится автоматически, при помощи чип-карт. Нумерованные бланки при сдаче экзаменов по степени защищенности напоминают избирательные бюллетени. От экзаменаторов не требуют повышать успеваемость, "рисуя" в зачетках завышенные оценки, но даже наоборот, убеждают быть требовательными и принципиальными. А переэкзаменовки обходятся студентам в ощутимые суммы. Зато отличники получают льготы, чтобы двоечники страшнее мучились и пугались гнева экономных родителей.
Казалось бы, этот далеко не полный перечень мер сурового поощрения к добросовестной учебе, действующих в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов, должен был насторожить Ульяну Мандрыкину, доучившуюся здесь до выпускного курса. Тем более что она - по мнению деканата - считалась способной девушкой. Многие другие гораздо раньше не выдерживают испытания "запесочницей" - так именуют СПбГУП на местном сленге по фамилии ректора, профессора Александра Запесоцкого. Кто-то уходит с тяжелой дистанции сам, переводится в вуз с более либеральными порядками, кого-то "уходят" принудительно по результатам сессий и проверок, оставшиеся настолько закаляются, что трудоустройство после выпуска не составляет для них проблемы: из 1274 выпускников СПбГУП прошлого года в качестве безработного зарегистрировался всего один. Мандрыкина вышла на финишную прямую, написала дипломную работу. И тут срезалась.
Конфликт между ней и администрацией вуза случился год назад, в мае 2010 года. Казалось бы, ничего неожиданного - представленные к защите дипломные работы взяли и проверили на предмет наличия плагиата. В работе Ульяны проверяющие обнаружили 19,6 процента заимствований из интернета без ссылок на источники цитирования. Как пояснила пресс-служба Университета профсоюзов, подобных "плагиаторов" было поймано тогда более десяти. Все они были отчислены - впрочем, некоторым за прежние старания было разрешено "остаться на второй год" - то есть повторно обучиться на выпускном 5-м курсе. Мандрыкина же, по выражению университетской пресс-службы, "решила защитить свой диплом в суде", предъявив университету иск, включавший весомые денежные требования.
Итог оказался для Ульяны Олеговны печальным. Юристы вуза доказали в судах, что университет обязан учить и выпускать с дипломом, но только при том условии, что студент будет прилежно учиться. Фрунзенский районный суд отказал в удовлетворении требований Мандрыкиной в полном объеме. Городской суд отклонил ее жалобу, и решение вступило в законную силу. В Совете ректоров Санкт-Петербурга "Известиям" пояснили, что этим создан важный судебный прецедент и что пример Мандрыкиной - "другим наука". Чтобы наука лучше усваивалась, СПбГУП подготовил иск к бывшей студентке на сумму в 200 тысяч рублей в счет возмещения судебных расходов.