Открывается первый Еврейский музей

В современной столице это первая экспозиция, посвященная истории одного народа.
- Самое священное место в синагоге - шкаф для хранения свитков Торы, - рассказывает создатель музея, вице-президент Российского еврейского конгресса Сергей Устинов, указывая на резные двери в витрине. - Перед богослужением он завешивался шторками парохет. Вот они, расшитые золотом и серебром. Одна 1866 года из местечка под Кишиневом...
Кишинев тогда тоже был Россией. Имеется в виду Российская империя конца XVIII - начала XX веков после присоединения земель, на которых жили евреи. Императорскими указами им было запрещено сюда приезжать, а Елизавета Петровна так просто выгнала как "врагов Христовых" даже тех, кто попал сюда при объединении России с Украиной, запретив пересекать границу "случайно или проездом". Но разделы Польши и присоединение новых земель сделали свое дело. Несмотря на то что в Москве и Санкт-Петербурге могло жить не больше 3% евреев, в прочих крупных городах - 5%, а в рамках черты оседлости - аж 10%, к началу XX века еврейская община в России насчитывала более пяти миллионов человек.
- Один из редчайших экспонатов, - продолжает Сергей, - кувшин для пасхального свекольника, его нашли на Волыни. И совершенно уникальная вещь - кресло для обрезания XIX века: в него садился восприемник с семидневным младенцем. Вышивка на спинке кресла изображает жертвоприношение Исаака - эта история символически связана для евреев с обрезанием.
Музейные комнаты посвящены разным темам - отправление культа, цикл жизни, образование, благотворительность, общественная деятельность, культура... Это именно комнаты, а не залы, ведь и сам музей на Петровско-Разумовской аллее, за стадионом "Динамо", - бывший офис, принадлежавший Сергею Устинову. Еще недавно писателю, автору детективов, а сегодня - предпринимателю.
- Как-то меня попросили спонсировать еврейскую выставку в Библиотеке иностранной литературы, - вспоминает Устинов. - И директор библиотеки Екатерина Гениева предложила сделать эту выставку постоянной. Там было раз в 100 меньше экспонатов, чем здесь. Они и легли в основу музея.
Сегодня в коллекции около 4000 вещей. Все они в буквальном смысле слова - музейная редкость: стоят эти раритеты в разы дороже подобных атрибутов христианства - слишком мало их осталось в нашей стране. В Европе с этим легче. Свои еврейские музеи имеют едва ли не все главные столицы мира - Лондон, Нью-Йорк, Вена, Прага, Париж... Новое здание Еврейского музея Берлина, построенное по проекту Либескинда, - достопримечательность немецкой столицы. В России, где еврейская община насчитывала более пяти миллионов человек, последний еврейский музей закрылся в 1930-х годах. А спустя 80 лет во вновь созданном музее оказалось слишком мало места, чтобы поставить, к примеру, четырехметровую карету еврейского погребального братства. Хотя карета - дивной красоты. Ее пришлось нарисовать на стене и привесить колеса и боковой фасад. Но заняли свое место ящики и кружки для собирания пожертвований (благотворительность - долг каждого еврея), сосуд для меда и яблок для ритуальной трапезы, короны Торы, надевавшиеся на валики со священным свитком, и серебряные набалдашники к ним - римоним. Римон - это гранат на иврите, для евреев - священный фрукт. В нем обнаружили 613 косточек - по числу заповедей, которыми руководствуются евреи в повседневной жизни.
В коллекции присутствуют живописные работы Мане-Каца (российский и французский художник, ученик Добужинского и участник "Мира искусства". - "Известия") и плакаты Элиэзера Лисицкого.
- Игорь Богданов, известный коллекционер редкой литературы и собиратель еврейской темы, - говорит Устинов, - у которого есть 120 плакатов Лисицкого, предлагал любые деньги за эти два - их нет в каталогах.
Расположив в бывшем офисе четверть коллекции, устроители музея надеются найти со временем подходящее здание, чтобы разместить все. А пока - по соображениям безопасности - попасть в музей можно будет только по предварительной записи. Зато бесплатно.