Звезды и светила Терри О’Нила

Выставка работ знаменитого мастера фотографии открылась в залах Росфото, что на Большой Морской. Ранее экспозиция успела нашуметь в Москве, и уже в начале июня из Петербурга отправится в тур по другим городам России. Сложно судить о том, что привлекает к ней больше внимания - работа фотографа или имена его героев. За 50 лет своей деятельности Терри О’Нил стал не меньшей знаменитостью, чем те, кто оказался в его кадре.
Как утверждает сам автор, все лучшие снимки у него получались случайно. Так началась и его карьера - в 1959 году в аэропорту Хитроу, когда О’Нил собирал на пленку трогательные сцены встреч и расставаний, он невзначай сфотографировал спящего на полу человека. Позже выяснилось, что это был министр внутренних дел Великобритании. Уже через несколько дней Daily Sketch пригласила фотографа снимать странную группу, обреченную стать легендой, - The Beatles. Результат получился настолько впечатляющим, что редактор попросил двадцатилетнего фотографа найти еще один начинающий коллектив для следующего номера - и тогда Терри привел своих приятелей из Rolling Stones.
Такие судьбоносные совпадения кажутся невероятными, но в конце 50-х они были закономерностью. В то время мировая мода и искусство претерпевали революционные перемены. Новые стандарты красоты и рубежи откровения, иной взгляд на ремесло фотографа - все это построило непередаваемую атмосферу фотографий Терри, сделав его образцом современного стиля. Он стал мягкой квинтэссенцией ключевых направлений фотографии последних лет, впитав в себя и магнетический лоск портретов Джоржа Харрела, и развязную сексуальность работ Боба Ричардсона, и эстетизм Дэвида Бэйли.
При этом не столько художественный талант, сколько харизма повлияла на судьбу Терри О’Нила. Именно благодаря дружбе со многими звездами фотограф сумел передать неподдельные человеческие чувства, глубокое настроение и естественную легкость образов - будь то постановочный кадр или экспромт.
Жанр его работ можно описать как простой и непринужденный, изображающий скорее человека, чем творческую идею. В отличие от концептуальных фотографий знаменитой Энни Лейбовиц - эпатажных, резких и внушительных - снимки Терри О’Нила были призваны отразить нечто природное и искреннее. Взгляд проецируется на внутренний мир героев, создавая живой портрет, а не очередную модную картинку.
Однако по сравнению с фотографиями Антона Корбайна, чья выставка прошла в Петербурге в 2008 году, кому-то может показаться, что работы Терри О’Нила обладают меньшим психологизмом.
Так это или нет - стоит убедиться лично. Выставка открыта для посетителей до 29 мая.