"Банду патриотов" выпустили на свободу

Эти выходные Андрей Малюгин и Павел Гусев провели дома. Впервые за пять лет. Вместе с друзьями оба были задержаны в мае 2006 года. Группировке вменялись самые резонансные преступления на межнациональной почве в 2003-2006 годах, "прославившие" Петербург как "коричневую столицу".
Присяжные обсуждали свое решение четыре дня. В их руках была судьба 14 обвиняемых и результаты работы следствия по двум десяткам эпизодов: бандитизм, убийства и покушения, незаконный оборот оружия и прочее. По двум эпизодам народные судьи поставили следствию "неуды", признав невиновными Малюгина, носившего среди друзей прозвище Боец (он воевал в Чечне, откуда и привез свои взгляды на национальный вопрос), и Гусева по кличке Ржевский.
Такое - чтобы присяжные, обвинив всю банду, кого-то из нее выделили - бывает часто. Но обычно - если речь идет о малозаметных участниках группировки. А тут на свободу вышли те, кого обвинение считало активистами и просило признать убийцами.
Как утверждало следствие, группировку создали в 2002-2003 годах Алексей Воеводин и Дмитрий Боровиков (был застрелен во время задержания). Воеводин носил кличку СВР - "Сделано в России". Даже наколку такую сделал себе на затылке. Сидя в тюрьме, он продолжал пытаться проповедовать свои взгляды среди сокамерников. А в суде с героической миной отказался от возможности избежать наказания по эпизодам, по которым истек срок давности. Еще бы: на нем столько крови, что пара-тройка "простых" нападений ничего не изменят.
Первые эпизоды, по версии обвинения, относятся к августу 2003-го: "патриоты" до полусмерти избили двух армян в Ленобласти, в поселке Никольское. Кроме этих двоих несчастных из их жертв выжил еще нигериец Омордион Лавренсе. Но вообще-то юные наци предпочитали в живых никого не оставлять. Они, как полагало следствие, для того и создали группировку, чтобы убивать, а не "мелочиться" с нападениями, как предшественники из банд "Шульц-88" и "Мэд Крауд" (члены обеих отбывают срок). В группе была жесткая дисциплина и строгая конспирация. Юноши на этот счет читали спецлитературу, которая была изъята при обысках. Именно из соображений конспирации они не дали своей группе громкого имени.
Как утверждало обвинение, на счету группировки Боровикова-Воеводина и убийство известного ученого-этнографа Николая Гиренко: он поплатился жизнью за экспертизы по делам о преступлениях межэтнической направленности. Подчиненным Воеводина вменялись, кроме того, убийства китайского студента (его забили ножами, нанесли 20 ударов) и двоих бывших соратников, заподозренных в "неверности".
Были в деле еще убийства африканца Самбы Лампсара и торговца арбузами из Азербайджана Суюнова. Оба преступления прогремели на всю страну. Вместе с нападением на нигерийца они вменялись Гусеву и Малюгину. Но присяжные сочли, что следствие не собрало доказательств по этим эпизодам. После сенсационного вердикта два громких убийства снова - "глухари".