Китай намерен за шесть лет спустить на воду два своих авианосца

Китай намерен в 2009 году начать и к 2015 году завершить строительству двух своих первых авианосцев среднего класса водоизмещением 50-60 тыс. тонн с неядерными силовыми установками. Одновременно ВМС Поднебесной планируют завершить модернизацию купленного на Украине в 1998 году недостроенного советского авианесущего крейсера "Варяг" с тем, чтобы превратить его в плавучую школу для тренировки персонала. Как сообщает сегодня со ссылкой на осведомленные китайские источники японская газета "Асахи", к осени нынешнего года в вооруженных силах КНР был разработан план строительства авианосцев и создано соответствующее подразделение. Предполагается, что корабли будут базироваться на острове Хайнань и действовать преимущественно в Южно-Китайском море. По данным источников, в качестве палубной авиации для авианосцев предполагается закупить около 50 российских боевых Су-33.
Корабли, предположительно, будут строить на верфи, расположенной на острове у Шанхая, которая была сооружена там к осени нынешнего года. Канадская Kanwa defense, в распоряжение которой попало несколько спутниковых снимков побережья КНР, сообщила о том, что наиболее вероятным местом постройки "плавучего аэродрома" является именно верфь под Шанхаем, поскольку она имеет два больших дока и два 600-тоннных подъемных крана, которые позволяют строить одновременно два 150-тысячетонных нефтяных танкера. Кроме того, это предприятие имеет три причала длиной не менее 600 метров, пригодных для постройки авианосца. Находящийся сейчас в порту Далянь "Варяг"(проект 1143.6 "Адмирал Кузнецов"), по данным источников, уже перестроен и сейчас его модернизируют для того, чтобы использовать для тренировки пилотов будущих китайских авианосцев. В Даляне создана для этого специальная авиашкола Военно-морских сил страны. В ней будут преподавать инструкторы, прошедшие обучение в Одессе.
Ранее в декабре представитель Министерства обороны КНР Хуан Сюэпин официально заявил о намерении Пекина "серьезно рассмотреть вопрос о строительстве авианосца". Проект национального авианосца Китай разрабатывает уже более 20 лет. С целью изучения опыта постройки Пекин осуществил закупку нескольких авианосцев, выведенных из состава ВМС различных стран. Первым купленным КНР судном данного типа стал австралийский "Мельбурн", приобретенный в 1994 году за $1,4 млн. в качестве металлолома. После распада СССР Китай едва ли не оптом закупил несколько тяжелых авианесущих крейсеров, включая "Варяг", "Минск" и "Киев". Параллельно с реализацией программы постройки национального авианосца ведутся работы по созданию собственного палубного истребителя. По данным западных СМИ, в 2006 году Китай приобрел четыре комплекта хвостовых гаков для палубных истребителей Су-33, как было заявлено, в экспериментальных целях. Кроме того, был импортирован комплект оборудования для взлета и посадки, включая четыре набора подпалубных аэрофинишеров, блокирующих сетей и другого оборудования. В тот же период Поднебесная закупила на Украине испытательный самолет T-10K - один из опытных экземпляров палубного Су-27. Цель приобретения состояла, по всей видимости, в том, чтобы изучить конструкцию складывающегося крыла, усиленного шасси и тормозного гака, отмечает ИТАР-ТАСС.