В США ввели санкции против трех китайских и одной белорусской компаний
В ООН отреагировали на гибель военкора «Известий» Семена Еремина
Минобороны сообщило о перехвате и уничтожении 50 БПЛА за ночь над регионами РФ
Шойгу на полигоне МВО представили перспективные дроны и стрелковое оружие
На Украине сообщили о повреждении объекта инфраструктуры в Запорожье
Научно-производственный центр беспилотников создадут в Минобороны РФ
Правительство РФ утвердило дополнительную тарифную квоту на вывоз зерновых культур
В Общественной палате РФ призвали наградить погибшего Еремина орденом Мужества
Боец ВС РФ рассказал о маскировке боевиков ВСУ под гражданских под Харьковом
Байден сообщил о производстве первых в США 90 кг обогащенного урана
Глава Ставрополья назвал погибшего военкора Еремина защитником правды
Украинские боевики намеренно наносят удары по российским журналистам
Президент Эквадора Нобоа ввел в стране режим ЧС из-за энергетического кризиса
Глава ДНР Пушилин выразил соболезнования в связи с гибелью военкора Еремина
Al Arabiya засомневался в высказываниях Блинкена о помощи палестинцам в секторе Газа
Власти сообщили о нормализации паводковой ситуации в частично затопленном Орске

Уточнено время появления неандертальцев в Британии

Обнаружено самое раннее свидетельство пребывания неандертальцев в Британии. Возраст породы, в которой найдены два куска кремня, оценивается в 110 тыс. лет. Эти артефакты на 40 тыс. лет старше предыдущих находок.
(фото с news.rambler.ru)

Ранее считалось, что в это время Британия была необитаема. Предки человека (или их родственники) покинули остров 160–200 тыс. лет назад и вернулись только 65 тыс. лет назад.

Кремневое орудие (вероятно, заготовка для топора) и осколок камня, отщеплённый неандертальцем в процессе его изготовления, найдены при работах на пересечении двух автострад в Дартфорде (графство Кент). Изучением артефактов занимались сотрудники Саутгемптонского и Оксфордского университетов.

Находка датирована временем, когда уровень воды в Ла-Манше стал падать и пролив, вероятно, можно было перейти вброд.

"Мы знаем, что в то время неандертальцы населяли север Франции, и, судя по этим артефактам, они перешли в Кент, как только образовался сухопутный мост", - считает Фрэнсис Уэнбан-Смит из Саутгемптонского университета.

Отсутствие свидетельств о населённости Британии 200–65 тыс. лет назад давно озадачивало учёных. Ла-Манш представлял собой непроходимый барьер, однако колебания уровня воды не могли не приводить время от времени к образованию брода, по которому не могли не пройти "французские" охотники.

Особенно низким уровень воды был 200–130 тыс. лет назад. Причина, по которой первобытные люди проигнорировали Британию, остаётся загадкой.

"Возможно, дело в слишком быстрых изменениях климата, которые не позволяли неандертальцам выработать устойчивую адаптацию, - полагает Уэнбан-Смит. - До 130-го тысячелетия им это не удавалось, а после 115-го - удалось".

Около 130 тыс. лет назад уровень моря поднялся, и неандертальцы при всём желании не могли попасть в Британию через Ла-Манш. Но около 115 тыс. лет назад уровень моря снова снизился.

Одна из гипотез гласит, что неандертальцев привлекли в Кент богатые кремнем меловые холмы, которые видны с французского берега. Другие предполагают, что они переселились вслед за стадами мамонтов, носорогов, лошадей и оленей - важных источников пищи в субарктических условиях.

Датировка была произведена методом оптически стимулированной люминесценции (OSL), основанном на присутствии радиоактивных изотопов в природной среде, сообщает "Компьюлента".

Встречающиеся в природе минералы (например, кварц и полевые шпаты) "записывают" количество полученной радиации. Некоторые минералы сохраняют часть энергии, принесённой радиацией, а затем выделяют её в виде света. Его количество можно использовать для расчёта дозы облучения и, следовательно, времени, прошедшего с тех пор, как минерал покрылся землёй.

Профессор Даремского университета Марк Уайт поверг сомнению точность этого метода. По его мнению, если принять во внимание фоновое излучение и среднюю концентрацию воды, результаты могут оказаться совсем другими.

"У меня есть аналогичные артефакты, найденные в районе Дувра (в том же Кенте) и датируемые 90–100-м тысячелетиями, но я не доверяю OSL, поэтому не стал обращать на это внимания", - говорит учёный.

Неандертальцы и предки современных людей разделились около 500 тыс. лет назад. Их отличали малый рост, мускулистое сложение, бочкообразная грудная клетка, большой мозг и выступающие черты лица.

Фрэнсис Уэнбан-Смит принадлежит к тем, кто считает, что "классические" неандертальцы появились примерно 200 тыс. лет назад. Другие относят к неандертальцам более древние находки - например, частично сохранившийся череп возрастом 400 тыс. лет, найденный в Суонкомбе (Кент) и 230-тысячелетний зуб, обнаруженный в Понтневидде (Уэльс).