Москва предпринимает последние попытки договориться по ЕвроПРО

В Брюсселе проходят российско-натовские консультации по вопросам ЕвроПРО. Нашей стороне будет непросто договориться с Вашингтоном по поводу облика будущей американской ПРО в Европе.
На днях президент Медведев поручил полпреду в НАТО Дмитрию Рогозину провести прямые переговоры во Франции, в Великобритании, США, возможно, в Италии, Нидерландах и Турции. Миссия Рогозина — хоть как-то ограничить число противоракет в Европе, разместить их в удобных для нас странах, а также подкорректировать их боевые характеристики.
Поручение дано после того, как переговоры с руководством НАТО по ЕвроПРО зашли в тупик. России не удалось отстоять идею разбить европейскую ПРО на секторы, в которой каждая из сторон вольна делать с противоракетной обороной все что ей вздумается.
В Кремле опасаются, что противоракеты в странах Восточной Европы будут направлены на перехват не иранских или северокорейских, а российских ракет. Чтобы избежать этой угрозы, наша сторона предлагает располагать перехватчики не в Польше, Румынии, Чехии, Болгарии и Турции, а непосредственно у границ Ирана и Северной Кореи.
— Разногласия между нами и США—НАТО связаны с избыточным недоверием, — заявил «Известиям» Владимир Дворкин, бывший начальник 4-го НИИ Минобороны, занимавшегося изучением вопросов применения ядерного оружия. — Не стоит опасаться, что ЕвроПРО к 2020 году будет оказывать влияние на наш ядерный потенциал. Десяток стратегических противоракет GBI в Польше и Чехии не могут перехватить больше 1—2 российских ядерных боезарядов. Не представляют для нас угрозы и ракеты Standard 3. Они физически не способны перехватить «Тополь-М» (базируются в Саратовской и Ивановской областях) на начальном этапе траектории.
Идею полноценного участия России в единой ПРО Дворкин тоже считает проблемной. Наш комплекс С-400 «Триумф» с ракетой, способной перехватывать баллистические цели, испытания еще не прошел, так что не может быть использован в общей системе. Другое дело, что мы могли бы предложить американцам наши информационные средства — станции дальнего радиолокационного обнаружения.
В российском Генштабе «Известиям» ситуацию комментировать отказались, сославшись на конфиденциальность переговоров. Впрочем, подтвердив и их бесперспективность: Вашингтон непреклонен, аргументов давить на него у Москвы немного. Один из них — озвученное президентом Медведевым развертывание ударных средств в Калининградской области. Второе — начало разработки тяжелых баллистических ракет, способных нести до 10 боеголовок, в Сибири, пока недоступной никакой ПРО.
— Нам нужен любой договор по ЕвроПРО, — высказал свое мнение профессор Академии военных наук Вадим Козюлин. — Это даст нам возможность ведения дальнейших переговоров, уточнения деталей. В любом случае это лучше, чем если бы мы ни о чем не договорились, развязав руки американцам.