Большой зал Московской консерватории освятили после реставрации

После первой за 110 лет капитальной реставрации Большой
зал Московской консерватории не только открыт для концертов,
но и освящен. По благословению патриарха Кирилла обряд совершил митрополит Волоколамский Иларион, автор произведений, неоднократно
исполнявшихся в этом зале, председатель
отдела Внешних церковных связей.
«В этом зале исполнялись практически
все мои произведения — Литургия, Всенощное бдение, «Рождественская
оратория», «Страсти по Матфею» и симфония «Песнь восхождения» — за
последние четыре года. На премьере «Страстей по Матфею»
в этом зале присутствовали почивший ныне патриарх Алексий II и ныне
здравствующий патриарх Кирилл», — вспоминает митрополит. Сегодня он сам слушал здесь концерт Камерного хора.
«Окроплением воды
сия священныя в бегство да претворится все лукавое и
бесовское действо", — молились возле витража с образом святой Цецилии,
или, как называют ее православные, мученицы Кекилии Римской,
покровительницы
музыкантов. Рядом с мученицей на витраже изображены ангелы, сопровождающие
ее игру. По словам митрополита Илариона, исполнение классической
музыки (например, произведений Баха) — это своего рода
священнодействие. А вот при
звуках популярной ныне современной музыки «ангелы
улетают или затыкают уши», сказал митрополит.
На освящении присутствовали руководители консерватории во главе с ректором
Александром Соколовым, а также настоятель Никольского храма в Толмачах (при
Третьяковской галерее) Николай Соколов и регент Синодального хора Русской
православной церкви Алексей Пузаков — выпускники этого же вуза. Правда,
молящихся было явно не больше, чем прессы, а митрополит Иларион вместо
традиционной молитвы к Богу обо «всех здесь предстоящих и молящихся»
просил «о здесь собравшихся и присутствующих», вероятно, проявляя такт. Руководитель Камерного хора консерватории
Борис Тевлин уверял, что информация об освящении просто «не
афишировалась — и правильно, иначе зал бы разнесли». Многолюдно,
говорят, было на выпускном вечере и концерте дипломников 8 июня,
а освящение — интимное событие для коллектива.
Ректор консерватории Александр Соколов рассказал, что было найдено все необходимое для восстановления утраченного
в 1941 году во время бомбардировок Москвы витража: фронтальные
фотографии, фрагменты стекла, обмеры. Образ святой был восстановлен в
мастерской Вадима Лебедева, работающей при Эрмитаже, и витраж единогласно
предложили освятить на заседании попечительского
совета консерватории, в котором 6 июня участвовал и митрополит Иларион —
постоянный член этого совета.
Борис
Тевлин, профессор консерватории, впервые после реставрации дирижировал Камерным хором на сцене БЗК. «Очень легко петь, очень хорошая акустика
и реверберация, звук летит», — поделился он
впечатлениями с «Известиями». Борису Тевлину приходилось руководить и
исполнением Божественной литургии, музыка к которой написана
митрополитом Иларионом.
Борис Тевлин уже 52
года преподает в консерватории. «Невозможно было представить, что здесь будет освящение. В 1970 году я с хором исполнил 32-й
концерт Бортнянского с подлинными словами "Скажи мне, Господи, кончину
мою" — меня за это прессинговали», — рассказывает он. Однако своей
религией и своим кредо Борис Тевлин называет только музыку.
"Митрополит
Иларион рассказал мне сейчас, что фактически закончил работу над
сочинением Stabat Mater — и за премьеру будет конкуренция с Владимиром
Спиваковым, поскольку он
наверняка захочет выступить с ним в Международном доме музыки. Решение
будет зависеть от самого автора", — поделился новостями Александр Соколов. За высокие
шансы БЗК стать премьерной площадкой нового
творения церковного композитора говорит его восхищение
акустикой зала: "Даже одинокий голос или одинокий инструмент здесь
прекрасно слышен, они наполняют собой все пространство, и в
последних рядах нет ощущения, что сцена далеко. Но и самый
крупный симфонический оркестр при самом громком звучании не оглушает».
Александр Соколов рассказал «Известиям», что ближайший
сезон консерватории уже плотно распланирован. Летом здесь будет
международная школа. 4 сентября, в День
города, новый сезон откроют большим концертом:
его программа будет совпадать с той, что прозвучала при открытии
Большого зала 110 лет назад. Особенностью сезона станет Фестиваль Большого зала — серия благотворительных концертов,
средства от которых пойдут на реализацию творческих и хозяйственных
планов консерватории.
14 июня в
Большом зале консерватории, вмещающем 1737 зрителей, состоится
торжественное открытие 14-го конкурса имени Чайковского.