О чем спрашивали Наталью Васильеву в следственном комитете

Экс-сотрудница Хамовнического суда Наталья Васильева пришла на беседу в Следственный комитет России с дрожью в руках и коленях. По словам очевидцев, экс-помощница судьи Виктора Данилкина ощутимо нервничала — возле самой двери она даже выронила документы из папки.
Ее доказательства рассыпались не только на пороге, но и в кабинете следователя по особо важным делам Александра Дрыманова. Три страницы с черновиком текста приговора Михаилу Ходорковскому, перечеркнутые черной ручкой и три восклицательных знака, намалеванные теми же траурными чернилами следствие не впечатлили.
— В ходе дачи объяснений Васильева выдала следствию якобы по ошибке переданные ей в январе 2011 года копии фрагментов резолютивной части приговора Ходорковскому и Лебедеву, имеющие различное содержание, — рассказал "Известиям" официальный представитель Следственного комитета России Владимир Маркин. — По нашей оценке, они не могут свидетельствовать о фальсификации приговора, поскольку никаких подписей и рукописных записей не содержат, и определить их источник невозможно.
— Наташа говорила, что нашла бумаги у себя в рабочей папке, — пояснил "Известиям" председатель Ассоциации правозащитных организаций "Агора" Павел Чиков. — Там хранились все документы по делу, ведь Данилкин последние полтора года ничем, кроме дела Ходорковского и Лебедева, не занимался. По ее версии, "мягкий" вариант приговора зачеркнул сам Данилкин.
Следователи задали Наталье серию вопросов, но не получили убедительных ответов.
— Наталью Васильеву предупредили об ответственности за дачу ложных показаний, — сообщил "Известиям" официальный представитель Следственного комитета России Владимир Маркин. — На поставленные следователем конкретные вопросы она пояснила, что Данилкин обстоятельств ведения процесса по делу Ходорковского и Лебедева с ней лично не обсуждал. О чем и с кем судья беседовал по телефону, ей неизвестно. В Московский городской суд она вместе с Данилкиным не выезжала. Лично ей неизвестно, каким образом готовился приговор Ходорковскому и Лебедеву. Также она заявила следователю, что не видела, чтобы приговор привозили из Мосгорсуда. Таким образом, из показаний Васильевой следует, что данное ею интервью журналистам не подтверждено какими-либо объективными данными и основано лишь на ее догадках и предположениях.
"Известия" задались вопросом: может ли та скупая информация в виде двух линий и восклицательных знаков на документе выдать руку определенного человека?
— Можно сделать вероятностный вывод о принадлежности почерка индивида, — считает почерковед Виталий Пчелинцев из организации "Центр экспертизы". — На образцах имеются определенные характерные особенности написания. Но для конкретного вывода нужно больше образцов.
Повестка из Следственного комитета стала первым знаком внимания к Наталье Васильевой со стороны правоохранительных органов.
— До этого Наталью никто не беспокоил, — рассказал "Известиям" Павел Чиков. — На прошлой неделе ей позвонил следователь и спросил, на какой адрес прислать повестку. А в четверг пришло само приглашение. Наталья пыталась отложить опрос на несколько дней по личным обстоятельствам. Однако следователь сказал, что он не уполномочен переносить это мероприятие.
Помощница председателя Хамовнического суда Наталья Васильева в одночасье стала звездой после скандального интервью-разоблачения, в котором она утверждала, что ее начальник, судья Виктор Данилкин, выносил приговор по делу Ходорковского по согласованию с Мосгорсудом. Сразу после этого сотрудница суда уволилась и больше на рабочем месте не появлялась.
— После увольнения ее никто здесь не видел, — сообщил "Известиям" бывший коллега Натальи, пресс-секретарь Хамовнического суда Сергей Кружилин. — И с бывшими коллегами она не общалась.
Сам судья Виктор Данилкин, назвавший откровения своей бывшей подчиненной ложью и клеветой, комментировать "Известиям" ее беседу со следствием отказался.