В Казани в четвертый раз осуществили «Сотворение мира»

Музыкальный фестиваль с библейским названием на центральной
площади столицы Татарстана в этом году повеселил не только местное население,
праздновавшее Сабантуй, но и президента РФ Дмитрия
Медведева.
Глава страны, дружески встреченный за кулисами «Сотворения мира»
другим президентом — фестивальным, Андреем Макаревичем, прибыл на мероприятие в
разгар разухабистого сета интернациональных панков из Gogol Bordello. Вожак коих,
украинский американец Евгений Гудзь, к тому моменту уже успел привычно оголить
торс, но еще не начал поливать вином себя и первые зрительские ряды. Он
дождался пока Дмитрий Анатольевич обратится к собравшимся на площади, спустится
к публике, примет дары
от африканских участников фестиваля, сфотографируется с фольклорной девушкой,
полдня не выпускавшей из рук музыкальную рогатину, именуемую люлякой, и отойдет
подальше от сцены. Затем Gogol Bordello вернули прежний
градус своей «оргии», а Гудзь потянулся к бутылке.
Если бы Медведев приехал чуть раньше, когда «фестивалил» стилистический
предшественник GB — Гарик Сукачев с
чуть изменившимися «Неприкасаемыми», ему
стало бы еще веселее. Достигший к концу выступления фирменного экстаза Гарик крутил шнуровой микрофон
аки лассо и кричал на всю округу: «У нее ничего не осталось, у нее в кошельке
три рубля...» Финал сукачевского шоу
получился смачным. Техники начали поднимать специальную панель на сцене
(выполнявшую функцию занавеса) раньше, чем Гарик допел. Лидеру «Неприкасаемых»
пришлось в буквальном смысле бросаться на стену, дабы завершить свою программу.
С «Неприкасаемых», собственно, и началась генеральная часть четвертого
«Сотворения мира». Фестиваль, получивший ныне щедрое финансирование (в сумме
$2,5 млн) от российского президента, главы Татарстана и казанской
мэрии, собрал, пожалуй, наиболее представительный в своей истории состав
исполнителей. Ну разве что, первое «Сотворение» могло конкурировать с
«СМ-2011» по качеству и значительности фестивальных звезд. При этом
изначальную, этническую составляющую проект не утратил. Однако теперь она
кажется фоновой.
У «Сотворения» есть три идейные фигуры — Андрей
Макаревич (в этом году он спел здесь с «Оркестром креольского танго») и
сопродюсеры Сергей Миров и Александр Чепарухин. Усилиями последнего во многом
и создается привлекательный фестивальный «купаж». Наиболее известным из
экзотических его ингредиентов выглядел малийский дуэт Amadou & Mariam, ставший всемирно известным после
выступления на открытии чемпионата мира по футболу 2010 года в ЮАР.
Для широких слоев публики, подтянувшейся в центр города на бесплатный
фестиваль, к вечеру был приготовлен сет группы «Би-2», включивший в себя дуэт с
Шурой молодой отечественной певицы Жени Любич, заменившей в песне
«Мой рок-н-ролл» Юлю Чичерину.
Хиты «Би-2» стали разделительной чертой между двумя главными фестивальными
выступлениями. До Шуры и Левы возле стен Казанского кремля возник уцелевший осколок
мировой панк-революции 1970-х Джон Лайдон, когда-то, во времена своей
маргинальной молодости, звавшийся Джонни Роттеном из Sex Pistols. Накануне Лайдон дал
в Казани пресс-конференцию, где послал (как и требует имидж) по
известному адресу всех, о ком заходила речь. Ну и журналистов тоже.
Этот стареющий мужик с ирокезом открыл выступление на
«СМ» со своей реанимированной бандой Public Image Limited не слишком
обнадеживающе. Показалось, что предстоит выдержать часовую панк-сублимацию с
кривляниями немолодого человека. Но Лайдон воспрял прямо по ходу пьесы. Помогая себе коньяком, Джон в мятом льняном костюме переходил от
фюрерского задора к театру гнева и шаманизма, мольбы и проклятий.
Конкурентом Лайдона в этот вечер являлся только американский рок-классик,
основатель Creedence Clearwater Revival Джон Фогерти. Его
барабанщик сделал все, чтобы золотые хиты Фогерти не выглядели исключительно
почтенной архаикой, ну и сам мэтр, менявший гитары после каждой песни, старался.
Далее грянул фейерверк, под который Макар и
все-все-все пропели битловскую «With a Little Help From My Friends» и пообещали встретиться на том же месте через год — на пятилетии «Сотворения
мира».