Газовые баллоны взрываются из-за жадности хозяев

Трагедия на свадьбе во Владикавказе, где взрыв газового баллона ранил 55 человек, обнажила проблему, которую специалисты считают глобальной. Нарушения правил эксплуатации изношенной техники стали причиной подобных ЧП по всей России.
По данным "Известий", за взрывом на свадьбе стояла жадность: газовый баллон переполнили, чтобы дважды не платить за заправку, после чего он взорвался, перегревшись на солнце. Вдобавок, как сообщили в МЧС, хозяева сэкономили на редукторе: специальном предохранителе, который автоматически регулирует давление. Как выяснили "Известия", подобные нарушения — обычное явление среди владельцев баллонов.
— Именно перекачка газа в баллон и является причиной практически всех взрывов, — сообщили "Известиям" в компании "Промтехгаз". — Вместо того, чтобы пользоваться специализированным сервисом, люди подъезжают на заправку и упрашивают работника "поддать газку". Существуют строгие нормативы: в 50-литровый баллон не больше 21 килограмма газа. Именно килограмма, поскольку сжиженный газ измеряется именно в них. Перезаправил буквально на 0,5—1 кило — и все: в тепле или на солнце газ расширится и разорвет баллон. Особенно опасно, если емкость старая и у нее есть слабые места в корпусе.
Форумы в интернете пестрят обсуждениями того, как заправлять баллон на автостанции, не попадая в камеру видеонаблюдения, и сколько нужно дать заправщику.
Специализированные центры для заправки газовых баллонов как альтернативу здесь никто не рассматривает — это дороже, а баллон должен иметь клеймо о пройденном техосмотре.
На автозаправках существует даже своя "такса": сто рублей с баллона. Получив "стольник", заправщик закроет глаза на любые нарушения техники безопасности. И даже сам по просьбе клиента заправит в баллон "побольше". К примеру, если у человека намечается свадьба и газа нужно с запасом.
Согласно технике безопасности, официально заправлять баллон можно на тех автозаправках, где установлены специальные весы. Но ими оборудована лишь часть станций.
— Вы поймите, заправка без весов — это очень серьезное нарушение, — объяснила "Известиям" инженер сети газовых заправочных станций "Экогазсервис" Александра. — Газ внутри баллона находится одновременно и в жидком, и в газообразном состоянии, периодически переходя из одного в другое. Зависит этот переход от температуры. Стало теплее — газ расширился. Поэтому есть правило — заполнять баллон не более чем на 85%. Остальные 15 — "аварийные", если баллон оставили на солнце, к примеру. Для этого и нужны весы на станции, чтобы заправщик мог тщательно отмерить количество газа. Нет весов — отпуск невозможен. У нас все сотрудники об этом знают и не рискнут нарушать правило под угрозой увольнения.
По данным "Известий", в последнее время проблема усугубилась "вторжением" на российский рынок газовых баллонов китайского производства. Они лишние атмосферы выдерживают куда хуже отечественных.
— Есть такая проблема, — признал в беседе с "Известиями" специалист научно-исследовательского центра "Сафит", производящего газовые баллоны, Сергей Смирнов. — Они, естественно, дешевле, но отличаются от российских менее качественными материалами и укороченным сроком службы. Надежность их ниже, сами понимаете. К примеру, к нам как раз сегодня обратилась одна из компаний, производящих дыхательные аппараты. Они решили отказаться от китайских газовых баллонов и покупать российские. Выводы делайте сами.
Стандартный баллон рассчитан на 40 лет эксплуатации. В некоторых регионах срок ограничен 30 годами. Раз в 5 лет его необходимо инспектировать.
На каждом баллоне есть алюминиевая пломба, на которой выбиты его возраст, дата последней проверки, максимальная емкость и другие данные. Главное — следить, чтобы не было утечки и чтобы баллон не был покрыт коррозией, поскольку она истончает стенки.
В России работает порядка двух десятков предприятий, выпускающих свыше 3 миллионов газовых баллонов различного назначения в год. Из них 215 тысяч — непосредственно для бытового использования.