Простые люди Черногории верят в Бога и Россию

28 июня в Сербии и Черногории
отмечали национальный праздник Видовдан — день битвы на Косовском поле в 1389
году. «Это как у вас Куликовская битва, а наш святой князь Лазар — как ваш
Дмитрий Донской», — поясняет для русских митрополит Черногорский и Приморский
Амфилохий.
Крохотная Черногория живет в
основном за счет туризма. Русских отдыхающих здесь больше, чем приезжих из всех
остальных стран, вместе взятых. На столбах у дорог — объявления о продаже жилья
на русском (€50 тыс. за квартиру на первой линии). В ресторанчиках
сразу приносят русское меню. Язык «старшего брата» многие изучали с
детства как первый иностранный (молодежь, правда, говорит и по-английски). В
Будве — небольшом городе на побережье — уже две русскоязычные школы.
Черногория — совсем
«новенькая» страна, к ее независимости привыкли не все. Да и как провести
границы, если здесь нет человека, у кого не было бы квартиры или родственников
в Сербии? «Я православный серб-черногорец, — рассказывает житель Белграда и
уроженец Черногории Драгон Малевич. — Таких, как я, в Сербии живет больше, чем
в Черногории. По последней переписи в Белграде оказалось 260 тыс. черногорцев, а во всей Черногории населения 620 тыс.». Черногорский язык здесь тоже называют недавним
изобретением: говорят, что добавили к сербскому алфавиту две буквы, «щ» и «дж»,
да и заявили о языковой разнице.
Перейдя на евро, Черногория
не получила права самостоятельно печатать деньги, так что основным источником
валюты здесь стали туристы — опять-таки в основном русские.
На Россию здесь не просто надеются,
в нее, словно по Тютчеву, верят. Поговорку «До Бога высоко, до России далеко»
объясняют так: да, Россия далеко, поэтому не может оказать помощи, а остальных
вообще словно и нет. Приводят и решительный вариант: «На небе есть Бог, а на
земле Русь».
В русских верят иррационально:
не только когда они помогают, но и когда доставляют беспокойство. В монастыре Успения
Богородицы под Майне монах Серафим (Раканович) проводит экскурсию на русском
языке без акцента — он 13 лет учился и жил в России. Рассказывает, что рядом
с обителью работает самая популярная в городе дискотека, с десяти вечера до
пяти утра звучит живая музыка, и восемь монахов сами себя не слышат в кельях и в храме. Добавляет, что туристы приходят в
монастырь даже в купальниках — «свечку поставить». Но даже в русских на
дискотеке, даже в русских на пляже отец Серафим верит: пусть покупают поблизости
землю, пусть приходят в монастырь — хотя бы по пьянке просить об исповеди, как
это нередко бывает...
Рассказывают, как однажды полицейский
остановил русского за превышение скорости. Наш
соотечественник блеснул знанием сербской истории. «Святой Петр Цетинский
сказал: проклят, кто русского обидит», — напомнил он полицейскому. Тот
рассмеялся и отпустил нарушителя с миром.
Черногорские власти и горячие
черногорские мужчины, содержащие гостиницы и лавочки на берегу Адриатического
моря, расходятся во мнениях, следует ли стране ориентироваться на
Россию или на Европу. «У властей комплекс малой нации», — ставят диагноз на
побережье. «Ватикан и вся Европа очень негативно относятся к нам», — говорит
Драгон Малевич. Он уже 15 лет работает с русскими туристами в Черногории.
«Нас хотят окатоличить, —
постоянный мотив в разговорах черногорцев. — Все это ради влияния Запада и
территорий». При этом католиков в
Черногории так мало, что это едва ли не в пределах статистической погрешности,
и живут они в основном вокруг аэропорта Тиват. Как можно «окатоличить» кого бы
то ни было, объяснить невозможно: то ли людей соблазняют деньгами, то ли сулят
выход в Европу, то ли угрожают притеснениями... Но даже католики вплоть до
Дубровника в Хорватии отмечают специфически сербский православный праздник
Крестная слава — день крещения, и помнят, что их предки были православными.
Закон разрешает дважды в год брать выходные по религиозным мотивам — обычно
люди уходят с работы на Крестную славу и на Видовдан.
По мнению черногорцев,
интерес Европы к их стране основан не на туристической привлекательности
региона: Запад подбирается к русским границам.
«У нас во власти нет
людей, которые думали бы своей головой, а не по западной указке» — так
воспринимают политику на побережье. Единственная светлая точка для черногорцев — Сербская православная церковь. На 620 тыс. человек в стране около 600 храмов, а
раньше было еще больше: при каждом селе, на каждом кладбище, при богатых домах...
Здесь посвящают храмы русским
святым: на острове Святого Стефана когда-то был храм во имя Александра Невского
(он разрушен в ХХ веке, и идут споры о том, возможно ли его восстановить), в
нижнем этаже храма Иоанна-Владимира в городе Баре алтарь также посвящен святому
русскому князю. Митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий говорит, что уже
выделена земля под строительство храма Преподобного Серафима Саровского.
Между тем пляжи Черногории,
несмотря на кристально чистую и ядрено соленую воду Адриатики, не слишком
заполнены, а в отелях полно мест. Даже в не самых курортных городах Крыма,
например в Севастополе, гораздо труднее найти свободный участок на песке или гальке.
Оттого ли это, что власти Черногории взяли курс на Европу, а европейцы привыкли
отдыхать на других побережьях, или оттого, что не все русские отвечают
взаимностью на черногорскую любовь, или просто аренда шезлонгов слишком дорога, — причины могут быть разные. И все-таки в русских здесь продолжают
верить, нас ждут, и такси в аэропорту предлагают по-русски...