Валерий Гергиев снял налет слухов с конкурса Чайковского

Имена победителей будут названы поздно вечером 30 июня. Накануне Валерий Гергиев собрал пресс-конференцию, дабы опровергнуть слухи и сплетни, клубящиеся вокруг конкурса. Председатель форума был очень эмоционален и не раз подчеркнул, что эта встреча ни в коем случае не ставит целью оправдание или извинение перед публикой. Порой этот «боевой» настрой создавал обратное впечатление. Тем не менее Гергиева можно понять — нынешний конкурс выдался весьма неспокойным.
Все происшествия и скандалы маэстро разобрал по косточкам. Он однозначно оценил неприятный инцидент с дирижером Марком Горенштейном, позволившим себе шовинистическое замечание в адрес виолончелиста Нарека Ахназаряна: «На конкурсе Чайковского не место неуважительному отношению к конкурсантам, независимо от того, кто откуда приехал. И это все поняли, если я не ошибаюсь».
Не сходило с уст Гергиева и имя пианиста Александра Лубянцева, не прошедшего в заключительный тур. Его фанаты вместо приветствия жюри в первые дни финала скандировали имя «пострадавшего». Валерий Абисалович подчеркнул, что все участники, не дошедшие до итогового сражения, не будут забыты. Крупные музыканты уже сейчас начали их поддерживать. «Если говорить о Лубянцеве, то буквально через несколько дней он играет в концертном зале Мариинского театра. Он не должен быть в состоянии такого потрясения, чтобы не суметь собраться и дать концерт». Гергиев также оценил пиар-потенциал конкурсных скандалов: «Все разногласия жюри и публики по поводу решений первого и особенно второго тура вызвали огромный прилив эмоций и интереса к форуму».
Волновавшие публику вопросы о членах жюри Гергиев тоже подробно разобрал. Так, судивший пианистов Нельсон Фрейре без официальных комментариев исчез после первого тура, что навело часть публики на мысли о конфликте в судейской коллегии. Гергиев расставил все точки над i: «Нельсон Фрейре мой большой друг. Еще до начала конкурса он отчаянно сообщал мне, что здоровье не позволяет приехать ему в Москву. Но он прибыл на открытие и даже прослушал весь первый тур. Я ему безмерно благодарен за такое мужество». Не смог приехать и Владимир Ашкенази. Гергиев признался, что для него это большое разочарование: «Владимир Давидович не только великолепный музыкант. Для меня он олицетворяет связь истории, он — в статусе легендарных людей, которые слагали летопись этого конкурса».
Многие организационные моменты Гергиева устроили: «Итоги нашей работы — это переполненные залы, трансляции на пять континентов. В данном аспекте конкурс будет признан весьма успешным. Рад, что мне удалось не вмешиваться в работу жюри, не оказывать давления. Намерен в последние часы перед объявлением результатов вести себя таким же образом». Заметно, что Валерий Гергиев своим новым детищем в целом доволен: «Мне кажется, что на этом конкурсе далеко не все плохо — он получился мощный, активный, горячий. Надеюсь, что нам удалось сделать огромный шаг к возрождению его могущества».
На вопрос о продолжении курирования конкурса маэстро дал уклончивый ответ: «Я ни разу над этим не задумывался. Сейчас для меня важно, чтобы объявленные результаты не принесли массу разочарований».