Причину аварии Ту-134 в Петрозаводске нашли на земле

В ходе следствия комиссия
установила, что ошибка экипажа — не единственный фактор, приведший к трагедии. Летчики сажали самолет, доверившись несовершенному аэродромному оборудованию.
Перед вылетом в
Петрозаводск командиру воздушного судна Александру Федорову поступила сводка о резком
ухудшении погоды в
Петрозаводске. Однако вылет был разрешен, поскольку метеоусловия
соответствовали разрешенному минимуму.
— Когда самолет прошел первый
привод, он отрапортовал диспетчеру, — рассказывает «Известиям»
источник, близкий к следствию. — Диспетчер предупредил, что нижняя граница облаков расположена ниже нормы и порекомендовал уйти на запасной
аэродром. Но командир ответил, что будет садиться. Первый привод командир прошел на слишком большой высоте и поэтому начал резкое снижение. В результате
экипаж не уследил за
вертикальной скоростью.
Как установило следствие, диспетчер
заметил, что самолет отклонился от курса, когда он уже был на высоте 15 м
вместо 60 и на расстоянии 1 км от аэродрома. Он порекомендовал уйти
на второй круг. Пилот рванул штурвал на себя, самолет накренился и задел крылом
верхушки деревьев. Поступи информация от
диспетчера минутой раньше — и катастрофы удалось бы избежать.
— Диспетчер не виноват! — говорит
«Известиям» президент профсоюза авиадиспетчеров России Сергей Ковалев. — В
аэропорту Бесовец нет посадочного локатора. Когда-то он был, теперь вместо него поставили диспетчерский, это экран, по которому движется светящаяся точка. Диспетчер видит
только направление полета, но не способен на удалении 2 км заметить небольшое отклонение от
курса и
опасное снижение высоты.
На допотопное навигационное
оборудование жалуются и летчики.
— Я прекрасно знаю этот аэродром Бесовец, — рассказывает «Известиям»
заслуженный пилот России Леонид Щербак. — В нем единственная система посадки —
ОСП. Во всех российских аэропортах она используется только как запасная. Бесовецкая ОСП дает погрешность 10–12 градусов. Все пилоты, садящиеся там в
плохих метеоусловиях, с первого раза мажут мимо полосы.
Угрожает жизни и здоровью
граждан
Аэропорт Бесовец несколько раз закрывался из-за несоответствия требованиям безопасности. Последнюю такую попытку Северо-Западная транспортная прокуратура предпринимала в феврале. Аэропорт также несколько
раз банкротился и менял хозяев. В 2009 году правительство республики, выплатив за
прежнего владельца долг 47 млн рублей, снова открыло аэропорт и стало его
собственником.
— В ходе прокурорской проверки выяснилось, что аэропорт не имел лицензии на
обеспечение авиационной безопасности, — сообщила «Известиям» старший помощник прокурора Республики Карелия Татьяна Кордюкова.
Не имелось и сертификатов по службе поискового и аварийного-спасательного обеспечения.
Деятельность
аэропорта была признана прокурорами «угрожающей жизни и здоровью граждан». Однако, местные власти не дали его закрыть. И первое, что заявил
глава Карелии Андрей Нелидов после катастрофы: «Техническое
оснащение аэропорта не могла быть причиной аварии».
Но авиаторы другого
мнения.
— Если бы в
аэропорту был посадочный локатор, катастрофы бы не было, — считает
Сергей Ковалев. — Чиновники Росавиации заявляли, что нужно ставить курсоглиссадную систему. Но она очень
дорогая.
О скандальной покупке светосигнального
оборудования нужно
рассказать особо. Как выяснили «Известия», в 2008 году Росавиация
объявила тендер на реконструкцию оборудования в карельском
аэропорту с начальной ценой 53,6 млн рублей. Первоначально победу одержала компания «Авиаспецмонтаж». Она предложила провести реконструкцию на 4 млн рублей дешевле и увеличила срок гарантии на 10 месяцев. Но в тот же
день неожиданно выяснилось, что конкурсе на самом деле выиграла компания
«Аэротехстрой». Организатор объяснил первоначальную информацию технической ошибкой.
В результате оборудование было куплено более чем вдвое дороже начальной цены — за 139 млн рублей.