Речники называли «Булгарию» «плавучим гробом»

Теплоход «Булгария» был обречен на гибель еще до выхода из порта. Следователи выяснили, что при ремонте судна применялись «левые» и некондиционные запчасти. Из-за этого силовая установка постоянно выходила из строя.
В трагический рейс экипаж вышел с неисправностями, которые стали предпосылкой катастрофы. Не работал один из двигателей, была нарушена балансировка цистерн. Но накренившийся теплоход все-таки отправился в двухдневный круиз. Капитан пошел на риск — с детьми на борту, в отвратительную погоду, на неготовом к штормам судне.
По сведениям «Известий», следователи уже определились с основными версиями крушения «Булгарии». К трагедии привели технические проблемы корабля, алчность судовладельцев и ошибка экипажа. Неисправное и почти уже списанное судно получило разрешение на навигацию-2011. Приволжская транспортная прокуратура заявила, что у «Булгарии» не было лицензии на пассажирские перевозки. Люди, купившие путевки для своих семей, не знали этого.
Речники называли «Булгарию» «плавучим гробом». Еще 5 июля на тематических форумах появились фотографии этого перекошенного судна, которое с трудом шло по Волге. Речники считали, что теплоход вряд ли дотянет до конца навигации, его преследовали поломки.
По данным следственного комитета, владельцем судна являлось СК «Камское
речное пароходство», которое сдавало судно в аренду без экипажа — в 2010 году московско-самарской компании «Водафлот», а в навигацию этого года — турфирме из Казани «Аргоречтур». Также арендатором судна выступала фирма «Бриз».
«Очень путаные схемы аренды, каждый год менялись субарендаторы, — заявил «Известиям» источник, близкий к следствию. — Пароходство, видимо, хотело переложить все затраты на ремонт корабля на арендаторов, но и они предпочитали зарабатывать на «Булгарии», практически ничего не вкладывая. В случае ЧП ответственность лежит полностью на арендаторе».
По сведениям «Известий», для сокращения расходов по эксплуатации судна арендаторы «Булгарии» не тратились на новые запчасти, а заставляли механиков и слесарей собственными силами приводить в порядок износившиеся за несколько десятилетий детали. Механики ремзавода, которые осматривали «Булгарию», знали о том, что в двигателе есть неисправности, но по приказу руководства чинили все в сжатые сроки, чтобы успеть к навигации. Так было и в этом году.
— «Булгария» простояла в нашем затоне всю зиму, затем появился новый арендатор, и в мае судно к навигации буквально за несколько дней, — рассказал «Известиям» начальник механосборочного цеха подразделения Пермского судоремонтного завода Андрей Молодцов. — Хозяева корабля в этом году не заказывали ремонт. Знаю, что ребята проводили только контрольное вскрытие двигателей, но все делалось на скорую руку.
Механик, который принимал непосредственное участие в осмотре двигателя, утверждает, что проблемы там были серьезные.
— Все детали были старые, их не меняли, а чинили, восстанавливая старые, — объяснил «Известиям» технологию моторист Владислав Андреев. — Допустим, деталь не работает, мы ее снимаем, везем в цех, там чиним и ставим на место. Так и в этом году меняли правый генератор двигателя, так как там была сломана шейка коленчатого вала, все латали собственными силами, реставрировали.
По словам моториста, также на «Булгарии» были неисправны утиль-котлы, предназначенные для нагрева воды. «Там лопнули трубки, и вода попадала в двигатель, кроме того, на двигателях притирали клапаны, которые обеспечивали герметичность внутри цилиндров», — добавил Владислав Андреев.
Следователи также допросили директора компании «Светослава», в затоне которой всю зиму простояла «Булгария». Механики и слесари этой компании наблюдали за состоянием корабля зимой и также принимали участие в его подготовке к навигации.
По данным «Известий», серьезные проблемы начали преследовать «Булгарию» еще с 2009 года, когда ее вместе с братом-близнецом «Композитор Глазунов» попытался вернуть к жизни бизнесмен Руслан Ибрагимов. Новому хозяину суда достались в убитом состоянии. До начала новой навигации-2010 времени оставалось мало, поэтому на обоих суднах успели сделать только косметический ремонт.
Судя по обсуждениям на форумах судовладельцев, главная проблема «Булгарии» была связана с ее изношенными двигателями. По различным оценкам, обоим дизелям требовался обстоятельный капитальный ремонт, причем с использованием оригинальных деталей, выпускаемых чешкой компанией Skoda. Стоимость реанимации двигателей оценивалась специалистами в 3 млн рублей.
Новые владельцы «Булгарии» явно не горели желанием вкладывать в древний корабль такие деньги, поэтому заказали «бюджетный» ремонт. По сведениям «Известий», мотористы находили более-менее исправные детали с других списанный кораблей, стоявших на ремонте в Пермском судостроительном заводе, фактически собрав из трех двигателей один. Такой «конструктор» в полной мере и дал о себе знать в навигацию-2010.
На туристических форумах запестрели многочисленные нарекания туристов на «Булгарию». Люди жаловались на поломки двигателей, задержки рейсов, а в одном из рейсов на судне перестали работать туалеты и закончилась питьевая вода. Были жалобы и от экипажа на то, что бизнесмен не выплатил команде зарплату. К «Водафлоту» через арбитражные суды выставили претензии кредиторы. По одному из исков суд обязал компанию выплатить 340 тыс. рублей за оказанные навигационные услуги для «Композитора Глазунова» и «Булгарии». В таком режиме корабли отработали навигацию 2010 года, но, видимо, из-за большого количества жалоб пассажиров и отсутствия прибыли Ибрагимов от них избавился. Уже тогда мало кто верил в то, что «Булгария» сможет когда-нибудь вернуться на воду. Однако, взять корабль на сезон-2011 решила казанская туристическая компания «Аргоречтур».
Представители Пермского судостроительного завода, где обслуживалась «Булгария», тем не менее не верят в то, что только техническое состояние могло погубить корабль и его пассажиров. Старший мастер завода Александр Лихачeв заявил «Известиям», что причиной катастрофы, скорее всего, стала ошибка экипажа.
— С технического стороны к теплоходу не может быть никаких претензий. Это только человеческий фактор — ошибка экипажа, — говорит Лихачев. — Перегруз тут ни при чем. Чтобы его перегрузить, надо взять на борт человек раз в пять больше нормы. Теплоход был в нормальном рабочем состоянии. Конечно, у него были слабые конструкторские места, например кранцы и окна, но это мелочи, не имеющие отношения к работе и безопасности в целом.
— Особенность таких судов — отсутствие водонепроницаемых переборок, но для теплохода такого класса один заполненный водой отсек — это чепуха, — рассказал «Известиям» начальник Нижегородского речного училища Валерий Елисеев. — Продырявить такое старое судно с истончившимися от старости и ржавчины бортами несложно — это может сделать обычный «топляк», то есть плавучее бревно.
Сотрудник компании «Водафлот» Андрей Ильин, который долгое время работал с «Булгарией», пытается найти аргументы в защиту судна и винит экипаж и погодные условия.
— Трагедия произошла не из-за неисправных двигателей и не из-за крена, — заявил «Известиям» Андрей Ильин. — Судно спокойно идет на одном двигателе, хотя оно и не сможет в такой конфигурации идти полным ходом. Что касается крена, то это отличительная особенность 785-го проекта.
По словам Ильина, в отличие от других кораблей у «Булгарии» резервуары для топлива и отходов находятся по разным бортам. При малом количестве топлива возникает правый крен, при большом количестве отходов —левый. Чтобы выровнять, крен нужно заливать в баки и возить с собой 15 т топлива. Это слишком расточительно для владельцев судна, поэтому они ходят с креном.
— Если бы это противоречило регламенту, Валерий Незнакин (генеральный директор Камского речного пароходства. — «Известия») их бы из затона не выпустил, - утверждает Андрей Ильин. — Другой вопрос — диспетчер, который выпускал теплоход в плавание, должен был оценить прогноз погоды и крен корабля. В сильный ветер «Булгария» не должна была выходить на реку.
По мнению Андрея Ильина, экипаж не подготовил судно к шторму.
— Сильный ветер поднял волну, которая залилась в открытые люки, и корабль кувырнулся, уйдя под воду за пару минут, — восстанавливает хронологию событий Андрей Ильин. — Этого бы не произошло, если бы команда при первых же признаках непогоды задраила люки.