«НАТО похоже на яичную скорлупу, а желток и белок там – американские»

Брюссель посетил руководитель исполкома Переходного национального совета Ливии Махмуд Джибриль. С ним встретились генсек и члены Совета Североатлантического альянса. Встречу комментирует Дмитрий Рогозин.
Кто пригласил Джибриля в Брюссель?
В НАТО тщательно скрывали, что это сделали именно они. Обставлено было все следующим образом: он, дескать, просто ехал «мимо Европы, вдоль Брюсселя», и его решили пригласить на заседание Совета НАТО, которому придали статус неформального.
Зачем?
Цели в принципе понятны. Альянс ищет возможности застолбить свое место после того, как состоится урегулирование гражданского конфликта в Ливии. Натовцы не хотят выпасть потом из этого процесса.
Это политическая встреча или речь идет о какой-то координации усилий?
Далеко не все, что делают страны воюющей коалиции, нравится остальным натовцам. У поляков и немцев до сих пор более чем настороженное отношение к британо-французским действиям. Французская операция по сбрасыванию оружия для повстанцев, которое еще неизвестно кому досталось, также вызвала малоприятные разговоры в кругу союзников. А что касается того, насколько альянс координирует свою политику в отношении ливийского конфликта, есть хороший пример. Сколько месяцев уже бомбят позиции войск Каддафи и его самого, но до сих пор не могут договориться, какая из стран НАТО будет представлять контактный пункт в Бенгази.
Неужели разногласия настолько серьезны?
Не все у них гладко. И с точки зрения текущих действий, и на будущее. В новой стратегической концепции записано, что НАТО планирует стать организацией, которая занимается практически универсальным набором инструментов - от предотвращения конфликтов, миротворчества и заканчивая их урегулированием. В Ливии, как мы видим, они просто-напросто проспали зарождение конфликта. Да и миротворчество у них, мягко говоря, специфическое. Никто в НАТО не может сказать, существует ли хоть какой-нибудь план, что делать, если вдруг Каддафи завтра уйдет. Пока альянс не тянет на универсальную миротворческую машину, а по-прежнему является военно-политической структурой Запада, при чем достаточно рыхлой. Видите, уже и бомбы заканчиваются.
Главы Пентагона заявил, что большинство союзников по коалиции через 90 дней выдохнутся, и американцам придется грудью закрывать эту брешь. Что это значит?
Оговорка по Фрейду. Раньше американцы всегда считали, что рано или поздно им придется найти случай и показать европейцам на их место. Европейская военная машина даже в совокупности всех 27 стран имеет ограниченное количество бомб. Тем более - другого оружия. И уже тем более - средств стратегической разведки, космической группировки, необходимых для нанесения точных ударов и сокращения так называемых сопутствующих последствий. Американцы в Ливии помогают безусловно. Они стоят за спиной всех этих бомбардировок, которые осуществляет прежде всего авиация Великобритании и Франции. Тем не менее, если скоро европейская военная машина начнет чихать и чахнуть, американцы выйдут на первый план и покажут, что на самом деле представляет из себя НАТО. Альянс, по большому счету, - яичная скорлупа, а желток и белок там - американские.