Подъем «Булгарии» прольет свет на загадки катастрофы

На Куйбыевском водохранилице завершается подготовка к поднятию судна «Булгария» с 20-метровой глубины. Как ожидается, оно начнется утром 18 июля.
Операция может дать ответ на некоторые до сих пор не разгаданные загадки катастрофы.
Была ли пробоина?
Некоторые выжившие пассажиры «Булгарии» утверждают, что затоплению корабля предшествовал мощный толчок.
Эксперты не исключают вероятности, что он мог быть последствием
внешнего воздействия, в результате чего судно получило пробоину.
«Продырявить такое старое судно с истончившимися от старости ржавыми бортами несложно — это может сделать обычный топляк, плавучее бревно», — сообщил «Известиям» начальник Нижегородского речного училища Валерий Елисеев.
Однако, как рассказали «Известиям» капитаны теплоходов, ходящих по Волге, никаких больших плавучих бревен, способных повредить корпус судна, в реке почти нет.
«Серьезного топляка в Волге нет со времен распада СССР, плавают мелкие бревна, да и те по весне, когда вода подмывает деревья», — пояснил «Известиям» капитан теплохода «Н.А. Некрасов» Алексей Быков.
Откуда взялось пролитое топливо?
Дизельная смесь с «Булгарии» попала в воды Волги. Спасенные были вымазаны топливом, некоторые поступили в больницу с отравлением соляркой.
Капитан теплохода «Александр Бенуа» Павел Гражданинов предложил свое объяснение:
«Похоже, что топлива вылилось не очень много. В таком случае, это могли быть подсланевые воды. Они образуются в результате небольшой штатной утечки со всех механизмов. На нашем корабле вперемешку с водой их обычно 2–3 т. Периодически мы сдаем эту отработку на очистительную станцию».
Почему раскурочен машиннный отсек?
Водолазы, исследовавшие «Булгарию», говорили, что машинный отсек выглядел, словно там произошел взрыв. «Помещение превратилось в сплошной узел железа», — говорил замминистра МЧС Александр Чуприян.
По мнению некоторых специалистов, такие повреждения мог нанести оторвавшийся из-за дряхлости судна гребной винт. Кстати, отсюда могла появиться и пробоина.
Заведующий кафедрой судостроения и судоремонта Московской государственной академии водного транспорта Василий Амелин считает, что вряд ли винт мог быть причиной затопления.
«Если бы винт оторвался, он разрушил бы только ахтерпик — кормовой отсек. Дальше расположена переборка, она не позволила бы утонуть судну, — прокомментировал профессор Амелин. — Кроме того, как мы знаем, судно опрокинулось на бок. Значит, был какой-то другой внешний фактор».
Как вода попала в машинное отделение?
По мнению Амелина, любое судно сделано по принципу неваляшки, которая всегда стремится вернуться в исходное положение.
«В результате ураганного порыва и центробежной силы, возникшей при повороте, корабль начал наклоняться. Если иллюминаторы пассажирских кают были открыты, вода могла пойти в корпус. Но, учитывая небольшой суммарный размер иллюминаторов, воды внутрь попало бы немного. Судно осталось бы в наклоненном положении, но заливание бы прекратилось».
Пассажиры «Булгарии» даже успели надеть жилеты -- значит, корабль все же выровнялся до какого-то уровня. Профессор Амелин считает важной деталью, что на «Булгарии» отключилось электричество.
«Отключение электричества и почти мгновенное затопление корабля означает, что вода попала в машинное отделение, где располагается генератор. Следовательно, к открытым иллюминаторам, вероятно, добавился незадраенный по головотяпству иллюминаторы машинного отсека».
Верны ли предположения специалистов, мы можем узнать на следующей неделе.