«Аэрофлот» рискует пролететь мимо льгот

Владимир Путин и гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев в публичной части встречи, прошедшей 18 июля, были настроены позитивно. Премьер похвалил аэрофлотовское бортовое питание, а глава компании — похвастал динамикой развития и ростом выручки. Все это было достигнуто благодаря установке премьера «мотыжить свой участок, как Святой Франциск», подчеркнул Савельев.
В январе–июне перевезено 6,24 млн
пассажиров, что выше аналогичного показателя прошлого года на 22%, рассказал Савельев. При
этом весь рынок гражданской авиации вырос только на 10%. «Аэрофлот» хорошо зарабатывает: доход за полугодие составил 47,5 млрд
руб., чистая прибыль — 2,5 млрд руб. Сегодня у
«Аэрофлота» самый молодой авиапарк в Европе, гордо добавил Савельев.
Однако, по информации «Известий», повод для встречи был серьезнее. «Аэрофлот» опасается, что не сможет реализовать утвержденную на прошлой неделе стратегию развития — войти к 2025 г. в первую пятерку европейских авиакомпаний по пассажиропотоку и выручке. Причем проблемы могут начаться уже со следующего года.
Главное, на что жалуется авиакомпания, — система Организации воздушного движения (ОрВД).
Источники «Известий» в авиационных кругах утверждают, что слова о самом молодом парке самолетов произносятся на фоне обращений к властям о том, что система ОрВД у нас не изменилась с 1980-х годов. Базовый для «Аэрофлота» аэропорт Шереметьево может обеспечивать только 35–40 взлетно-посадочных операций (ВПО) в час. Сейчас аэропорт работает на пределе, превышая свою штатную мощность на 5–10 ВПО в час, но к весеннему сезону 2012 г. компании потребуется 60-70 ВПО в час, чего аэропорт уже никак не сможет обеспечить.
После строительства третьей взлетно-посадочной полосы, которое обойдется в миллиарды рублей, Шереметьево сможет обеспечить до 70 операций, но это ниже, чем было, к примеру, в аэропорту Сиэтла семь лет назад при наличии всего двух взлетно-посадочных полос, жалуются в компании. Этот аэропорт выполнял до 80 ВПО в час благодаря современным технологиям ОрВД.
Почему у нас по-другому? Официальный представитель «Аэрофлота» Андрей Согрин посоветовал обратиться к надзирающим ведомствам. Глава Росавиации Александр Нерадько отказался комментировать «Известиям» ситуацию, объяснив, что находится на Аляске.
Ситуация с ОрВД беспокоит уже не только «Аэрофлот», но и его поставщика — Boeing. По информации «Известий», гендиректор Boeing Russia Сергей Кравченко, общаясь в последние недели с представителями «Аэрофлота», высказывалcя в том духе, что все предпринимаемые Росавиацией и Минтрансом попытки повысить пропускную способность воздушного пространства и аэропортов способны улучшить показатели только на 20–30%. Тогда как, по расчетам специалистов Boeing, в течение двух лет можно повысить пропускную способность вдвое, причем модернизация Московского авиаузла обойдется всего в $8–12 млн.
На федеральную целевую программу «Модернизация единой системы организации воздушного движения 2009-2015 гг.» уже выделено около 80 млрд руб. ($2,85 млрд). Источники говорят, что информацию об оценках Boeing буквально неделю-две назад получил и Владимир Путин, который немедленно велел подчиненным разобраться, стоит ли тратить миллиарды, когда существуют куда более дешевые способы решить проблему. Не исключено, что тогда же было принято решение провести встречу с Савельевым.
Модернизация ОрВД — не единственное желание «Аэрофлота». Савельев недавно обращался в правительство и с просьбой о безусловном приоритете использования так называемого слотного пространства.
Перевозчик предложил перенести вылеты других авиакомпаний на время, не совпадающее с тремя основными волнами своего расписания. Авиакомпания также хочет приоритета при использовании терминалов и перронных стоянок международных терминалов аэропорта E, D и F. Отсутствие этих преференций, мол, серьезно ограничивает операционную деятельность «Аэрофлота» и скоро станет критичным для его развития.
В компании «Известиям» подтвердили эту информацию, указав, что предоставление аэропортами приоритета крупнейшим компаниям — общемировая практика.
— Пока решение по предоставлению приоритета не принято, — рассказал собеседник «Известий», — но мы уверены в получении положительной резолюции.
— Это была бы абсолютно нерыночная мера, — не согласен пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков. — Кроме того, «Аэрофлот» и так динамично развивается, поэтому в этом просто нет необходимости.
Не хочет предоставлять льготы и аэропорт.
— Международный аэропорт Шереметьево неукоснительно следует недискриминационному принципу, — заявил «Известиям» глава пресс-службы Шереметьево Роман Генис. — Все потребности и запросы на слоты авиакомпании «Аэрофлот» аэропорт удовлетворяет в максимально полном объеме, при этом обеспечивая равные возможности для всех партнеров.